Минимализм и эксперимент

Минимализм и эксперимент

Минимализм и эксперимент

В Берлине представили доработанный проект строительства Музея искусства XX века

Швейцарское архитектурное бюро Herzog de Meuron представило скорректированный проект Музея искусства ХХ века в Берлине, разработанный в содружестве с Государственными музеями Берлина и Фондом прусского культурного наследия. Здание станет частью Культурфорума — одного из основных музейных комплексов столицы Германии.

Планы строительства нового музейного здания обсуждались несколько лет. В ноябре 2014 года Бундестаг решил выделить Фонду прусского культурного наследия на эти цели 200 млн евро. Местоположение музея потребовало от авторов деликатной работы. Здание спроектировано на небольшом участке между Новой национальной галереей, построенной в 1968 году по проекту Людвига Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe), и филармонией по проекту Ханса Шароуна (Hans Scharoun) в 1963 году. И Нацгалерея, и филармония выдержаны в стиле модернизм. Рядом расположена церковь святого Матфея конца XIX века. Перед участниками международного конкурса на лучший проект здания Музея искусства ХХ века стояла задача соединить разные эпохи и стили. В 2016 году победителем состязания стало бюро Herzog de Meuron, однако затем архитекторам пришлось немного доработать свой проект. В основе своей архитектурная концепция осталась неизменной: четырехэтажное здание, по внешнему виду напоминающее склад, сарай или железнодорожную станцию, с широкой симметричной двускатной крышей. В новом варианте изменились планировка и стеклянный фасад, открывающий здание городу. 

«Многочисленные обсуждения результатов конкурса, отклики экспертов и общественности, появившиеся в СМИ, показали, насколько значимым является этот проект, и заставили нас задуматься, что в нем стоит изменить, чтобы сделать его еще лучше», — заявил партнер бюро Жак Херцог. По его словам, плотная градостроительная концепция Культурфорума требует точно выверенного взаимодействия зданий, их положения относительно друг друга.

В новом здании разместится коллекция искусства XX века Национальной галереи, часть коллекции Marzona, работы XX века из других коллекций и музеев, а также картины из коллекций Маркса и Питцшей. Это, кстати, позволит разрешить спор, длившийся много лет. Дело в том, что берлинский предприниматель Эрих Маркс в середине 90-х годов передал свою коллекцию современного искусства в государственные музеи. Эта коллекция известна, в первую очередь, произведениями Йозефа Бойса, Ансельма Кифера, Роберта Раушенберга, Энди Уорхола и Сая Твомбли. Ее разместили в Музее современного искусства в здании бывшего Гамбургского вокзала. В 2010 году семья Питцш (Pietzsch) подарила Берлину свою частную коллекцию живописи (150 картин) и скульптуры сюрреализма и абстрактного экспрессионизма. Среди подаренных ими полотен есть, в частности, работы Макса Эрнста, Жана Миро, Фриды Кало, Марка Ротко и Барнетта Ньюмана. При этом супруги Питцш выдвинули одно условие: эти произведения искусства должны не пылиться в хранилищах, а быть доступны для публики. Для их размещения Фонд прусского культурного наследия решил освободить помещение, занимаемое картинной галереей старых мастеров. Это не понравилось многим искусствоведам и вызвало протесты со стороны почитателей искусства.

Помимо постоянных коллекций, в новом здании разместятся выставочные площадки, лектории, мультимедийный центр и, разумеется, музейный магазин и кафе.

Текущий проект будет представлен на небольшой выставке в фойе Культурфорума, которая будет работать до ноября 2018 года. Проектирование планируется завершить к лету 2019 года, а церемония закладки фундамента запланирована на конец 2019 года.


Справочно

Herzog  de Meuron Architekten — швейцарское архитектурное бюро, основанное в 1978 году Жаком Херцогом и Пьером де Мёроном. Фирменными чертами их проектов являются предельный минимализм и широкое использование экспериментальных материалов. Большой успех имел разработанный бюро проект галереи Тейт Модерн в Лондоне (2000), принесший его создателям Притцкеровскую премию. Участвовали в конкурсе на разработку концепции Газпром-Сити в Санкт-Петербурге. Их последний крупный проект — Пекинский национальный стадион. Авторы проекта застройки территории Бадаевского пивзавода.

Кстати

Культурфорум был построен в Западном Берлине в 1960-е по инициативе Фонда прусского культурного наследия как альтернатива оставшемуся в Восточном Берлине Музейному острову.

Теги: