Куда ушли «слоны»?

Эксперты обсудили судьбу объектов, построенных к крупным международным событиям

Согласно восточной легенде, один хитрый правитель дарил неугодному подданному белого слона — животное нельзя было использовать на работах, но приходилось кормить. В наши дни понятие «белые слоны» закрепилось за знаковыми объектами, которые были построены к крупным международным событиям — спортивным соревнованиям или политическим саммитам, а потом оказались ненужными. О том, как сделать так, чтобы стадионы, гостиницы и конгресс-центры не становились «белыми слонами», эксперты говорили в ходе сессии «Креативная среда и урбанистика», состоявшейся в рамках Санкт-Петербургского культурного форума.

Дальнейшее использование знаковых объектов, остающихся после крупных мероприятий, — проблема, которая волнует города уже не первый век. Ведь даже знаменитая Эйфелева башня досталась Парижу «в наследство» от Всемирной выставки 1889 года. И сегодня судьба зданий, воздвигнутых к различным международным мероприятиям, может складываться по-разному: они могут дать толчок развитию территорий, стать точкой роста, а могут превратиться в обузу. Старший директор HargreavesAssociates, архитектор Гэвин Макмиллан (США) в качестве удачных примеров привел создание олимпийских парков на территории бывших промзон в Сиднее и Лондоне, что позволило вернуть эти пространства городам.

Швейцарский архитектор Пьер де Мерон, партнер бюро «Herzog & de Meuron Architekten», рассказал об изменениях в некоторых районах Лондона и Гамбурга, где появились популярные, привлекающие толпы туристов культурные объекты — музей современного искусства Тейт Модерн и Филармония на Эльбе.

Опытом переосмысления наследия сочинской Олимпиады поделился руководитель «Студии 44» Никита Явейн. Его бюро работает над проектом детского образовательного центра «Сириус». После игр государство выкупило пустующий отель, и сегодня рядом с ним строятся школа, стадион и школа искусств.

Особый интерес участников дискуссий вызывают перспективы использования наследия ЧМ-2018, в частности, стадионов «Лужники» в Москве и «Санкт-Петербург Арена» в Петербурге. Об этом рассказывали главные архитекторы двух столиц — Сергей Кузнецов и Владимир Григорьев. Сергей Кузнецов считает: чтобы стадионы работали, а не оставались для города «белыми слонами», их необходимо наполнить жизнью и событиями. А это не такая простая задача, как может показаться. «Когда мы начинали работать с «Лужниками», мы почувствовали, что международный опыт тяжело прикладывать к нашей территории, — сказал Кузнецов. — Например, английские консультанты упирают на рок-музыку — у них большое число команд, которые могут собрать стадионы. У нас нет этой культуры в такой объеме. Хотя, может быть, это сигнал — давайте развивать рок-музыку, и это косвенно поможет развитию больших объектов».

Пока развитие территории идет в спортивном русле. «Парк вокруг «Лужников» ориентирован на массовый спорт, благоустроена набережная, — рассказал главный архитектор Москвы. — Вовлечение территории в оборот во многом уже случилось, хотя там не все объекты еще закончены». При этом Сергей Кузнецов полагает, что не все экономически неокупаемые объекты стоит считать «белыми слонами». По его словам, нормально, что в городе есть дотационные сооружения. «Логика хорошей экономики, окупаемости не всегда оптимальна, — считает архитектор. — Коммерциализации опасна тем, что городская среда в этом случае может не сложиться. Если строить город-эгоист, состоящий из зданий-интровертов, где все подчинено коммерческому успеху, то в такой ситуации среда не толерантная — она подчеркнуто не приемлет неплатежеспособную часть населения: если ты с деньгами — welcome, не с деньгами — тебе, очевидно, намекают, что тебе здесь заняться абсолютно нечем…» Именно наличие большого числа доступных культурных мест делает город комфортным для жизни. «Это все дотационные вещи, но без этого привлекательный мегаполис сегодня не получается», — считает Сергей Кузнецов.


Кому премию?

1 декабря начинается прием заявок на соискание премии города Москвы в области архитектуры и градостроительства. Об этом главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов сообщил во время Санкт-Петербургского культурного форума. Эта премия присуждается с 2017 года, ранее Комитет по архитектуре и градостроительству отмечал лучшие проекты в рамках «Премии Архсовета Москвы». «Претендовать на награду могут авторы или коллектив авторов, разработавшие наиболее выразительное, оригинальное, качественное архитектурно-градостроительное решение (АГР) объекта капитального строительства», — отметил Сергей Кузнецов. Прием заявок будет проходить с 1 декабря 2018 года по 15 февраля 2019 года. Объявят результаты в канун Дня архитектора, который традиционно отмечается 1 июля. Победители (до пяти премий) получат по 1 млн рублей каждый.