Кино будет!

Кино будет!

Заброшенные советские кинотеатры станут новыми центрами городской жизни.

На минувшей неделе стал известен шортлист финалистов конкурса на обновление двух московских кинотеатров — «Варшава» и «Восход». В течение ближайших двух месяцев — с 27 ноября 2015 года по 20 января 2016 года — эти команды архитекторов будут разрабатывать проекты трансформации старых советских «киношек» в современные культурные центры.

Напомним, что конкурс проводится в рамках масштабной программы реконструкции 39 московских кинотеатров. Его задача — разработать архитектурную концепцию, которая, с одной стороны, сохранит идентичность зданий советской эпохи, с другой — расширит их культурно-просветительскую функцию и адаптирует эти объекты под современные потребности жителей города. Инициатор программы — компания ADG Group, купившая кинотеатры в декабре 2014 года на аукционе у правительства Москвы. Основная идея программы — восстановить локальные центры притяжения районов и сделать их максимально полезными для жителей, обеспечив при этом коммерческую эффективность каждого объекта. Создание подобных центров на базе советской инфраструктуры — новый для Москвы опыт. Чтобы найти решение этой задачи и привлечь внимание к ней профессионалов, и было решено провести открытый профессиональный конкурс. Организатором его стало Агентство стратегического развития «ЦЕНТР», проект поддержала Москомархитектура.

«Этот конкурс позволит привлечь лучшие архитектурные команды к решению проблемы приспособления объектов старой, невостребованной досуговой инфраструктуры под ожидания современного города», — поясняет задачу руководитель организационного комитета конкурса, директор Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Сергей Георгиевский. Сегодня в Москве около 500 библиотек, 250 домов культуры, около 100 концертных залов, все они находятся на балансе государства, большинство создавалось в периферийных районах и возводилось, исходя из количества  проживающих. «При этом каждый из сохранившихся объектов обладает определенным настроением и архитектурной памятью, которой, как нам кажется, нельзя пренебрегать, — продолжает Георгиевский. — Конкурс — это эксперимент, который, во-первых, должен привлечь внимание к проблемам качества жизни в периферийных районах Москвы, вопросам продуманного редевелопмента советских общественных зданий, а также предложить новые модели общественных пространств для нецентральных частей города».

Эксперты отмечают, что именно кинотеатры изначально были задуманы как культурно-стратегические точки на карте города, и сегодня их «географическое» значение не изменилось. «Кинотеатры в Генеральном плане всегда рассматривались как звено формирования общественного центра района, к концу 1971 года на каждую тысячу жителей Москвы приходилось 12,6 места в кинотеатре, — рассказывает директор по исследованиям Института модернизма Анна Броновицкая. — Кинотеатры в этот период — это отдельно стоящие здания, и их стремились делать крупными именно в связи с тем, что они должны были выполнять важную градостроительную роль».

Задача нынешнего конкурса — сделать так, чтобы эти центры вновь стали привлекать жителей, в них появилась та функция, которая будет востребована горожанами.

Если опыт будет удачным, то его могут взять на вооружение и в других регионах, где подобные центры также строились в изобилии. «Мы выбрали три типа объектов культуры и посмотрели, как они расходятся по карте Советского Союза. Получилось, что где бы вы ни очутились, везде найдете приблизительно одинаковые здания, — говорит архитектурный критик, руководитель «МАРШ лаб», участник группы SOVMOD Елена Гонсалес. — При этом 70% советских кинотеатров сейчас не действует, треть занята непрофильными арендаторами».

Шорт-лист финалистов московского конкурса был представлен 26 ноября. В этот же день стартовал второй этап конкурса, в который вошли 10 команд-финалистов. Именно они и будут разрабатывать концепцию редевелопмента кинотеатров. Завершится конкурс 25 января 2016 года финальным заседанием жюри, на котором будут выбраны победители конкурса. Победитель получит650 тысяч рублей и право на реализацию своего проекта.