Как на ладони

Генеральный план Ростова-на-Дону продолжает вызывать оживленные дискуссии

Ростов-на-Дону своей планировочной моделью напоминает человеческую ладонь. Начавшись в районе Нахичевани, город затем развивался в веерном направлении по основным транспортным магистралям, как пальцы рук, и в дальнейшем донская столица будет расширяться по такой же схеме. Первый Генеральный план развития города был принят в 30-е годы прошлого века, затем были версии 1971 и 2007 годов. Но город растет и интенсивно развивается, и это требует внесения в Генплан существенных изменений. Разработкой поправок занимаются специалисты Научно-проектного института пространственного планирования «ЭНКО» (Санкт-Петербург), однако далеко не все согласны с их оценками и предложениями (см. «СГ» №46 от 13.11.2015 г.). В середине февраля заместитель генерального директора института, главный архитектор Ольга Красовская рассказала о ходе работы над проектом на Коллегии администрации Ростова-на-Дону. Корреспондент «СГ» встретился с Ольгой Красовской и задал ей несколько вопросов о будущем Ростова.

«СГ»: Начнем с жилья. Сегодня жилой фонд города составляет 25,8 млн кв. м. Его планируется практически удвоить — до 46,7 млн кв. м. Откуда взялась эта цифра?

Ольга Красовская: Ежегодно в Ростове-на-Дону строится около миллиона квадратных метров жилья. Если умножить эту цифру на 20 лет, то получается именно такой прирост к 2035 году — 46,7 млн кв. м.

«СГ»: Сегодня доля индивидуального жилья в общем объеме вводимого составляет 58%, а по генеральному плану эта цифра должна уменьшиться до 2%. Вы считает, что ростовчанам лучше жить в многоэтажках?

О.К.: Итак, по порядку: 2% будет составлять индивидуальное жилищное строительство, 3% — малоэтажное, 17% — среднеэтажное и 78% — многоэтажное. Это нормальная структура для миллионного города. Территорий-то для дальнейшего «расползания» очень мало. Посмотрите на план: желтый цвет — это индивидуальная застройка. Не правда ли, большие территории? При этом очень маленькая плотность населения, которое нужно обеспечивать водой, электричеством, канализацией. Вполне логично, что на новых территориях — в жилых комплексах в Левенцовке, «Декоративных культурах», «Суворовском» и предполагаемом жилом районе на месте действующего аэропорта — будет плотная многоэтажная застройка.

«СГ»: Но сегодня спрос на квартиры в новостройках упал на 30-40%...

О.К.: Вы меня нисколько не удивили. Такая тенденция сегодня не только в Ростове-на-Дону. Кризисы цикличны. Здесь главное — не метаться от суперграндиозных планов к заниженным. Когда разрабатывали генпланы начала 2000-х годов, то еще были свежи воспоминания о тяжелом периоде 1990-х годов, особенно о кризисе 1998 года, поэтому закладывались депрессивные показатели, очень скромные. Потом они были быстро превышены, и города оказались в сложной ситуации, когда объекты обслуживания было негде размешать, площадок новых для жилья не было, я уж молчу про створы магистралей. Поэтому лучше всегда иметь план развития, чтобы у города была перспектива. Ростов-на-Дону развивается по веерной схеме по основным транспортным коридорам, ведущим от Дона, от исторического городского центра. И свободные для массового жилищного строительства площадки оказываются на периферии города. Для новой застройки планируются 92 участка, в том числе и с учетом реконструкции аварийного и ветхого фонда. А что касается спроса, то не забывайте, что у нас рыночная экономика, и если строители почувствуют, что спрос падает, они сами снизят темпы ввода жилья.

«СГ»: Было много замечаний из-за отсутствия в Генплане зон охраны объектов культурного наследия.

О.К.: В действующем Генплане разработан отдельный том, который называется «Зоны охраны объектов культурного наследия». И никто этот раздел не отменял, он является действующим. Мы дополнили этот материал, обновив перечень памятников.

СГ»: Ростов, как и другие крупные города, страдает от пробок. Как решить эту проблему?

О.К.: Решения известны. Необходимо строительство дополнительных магистралей, развязок, необходимо развивать удобный общественный транспорт. Это может быть рельсовый экспресс-автобус по выделенной полосе или внутригородская электричка, так как в Ростове-на-Дону развита железнодорожная сеть.

«СГ»: Будет ли в Ростове метро?

О.К.: Метро заложено в плане. Пускай оно будет не через десять и не через пятнадцать лет, но должна быть предусмотрена такая возможность. Главное — не застроить местаперспективных перехватывающих транспортно-пересадочных комплексов, чтобы была возможность, проехав на метро, пересесть на другой общественный транспорт. Транспортно-пересадочные узлы запланированы по периферии городского центра и на основных въездах в город, в том числе в районе Главного железнодорожного вокзала. Также нужно найти место в районе поселка Александровка, там планируется еще один транспортный узел со строительством двух мостов через русло Дона. Сегодня есть идея создать несколько транспортных колец вокруг центра и вокруг города.

«СГ»: Были претензии и в связи с отсутствием новых промзон на территории города?

О.К.: На эту тему идут постоянные спекуляции. Мы же современные люди и знаем: в мире производительность труда увеличивается, а занятость на производствах уменьшается. Поэтому надо занять людей в других сферах — образовании, торговле, обслуживании, науке, социальной сфере. Промышленные зоны в Ростове-на-Дону никуда не исчезнут, остались промзоны в районе Каменки, северо-восточная промзона — большая территория, имеющая резервы; северо-западная, юго-западная промзоны. Большая промзона формируется на левом берегу. Заложены индустриальные парки, на въездах в город будут формироваться обслуживающие, транспортно-логистические комплексы — это все места приложения труда.

«СГ»: Вы планируете застройки в пойме Дона, в районе Кумженки и Мертвого Донца? Ведь это подтопляемая зона.

О.К.: Не надо нам это приписывать. Эта территория и в действующем Генплане предполагалась к застройке, причем плотной. Но для того чтобы освоить этот район, требуются очень большие капиталовложения. В ближайшие 10-15 лет никто не предпримет такой попытки. В нашем проекте есть вариант, где весь этот участок предлагается сделать зеленой зоной. Сейчас пойма мало приспособлена для рекреативных целей, необходимо благоустроить берега, пляжные зоны.

СГ: А что с зелеными насаждениями в других районах? Некоторые эксперты считают, что новый Генплан лишен так называемого «зеленого каркаса».

О.К.: Сейчас зеленых насаждений в Ростове-на-Дону, увы, очень мало — 4,2 кв. м на человека. После реализации предложений Генерального плана будет 6,7 кв. м на человека. Нормативная документация по градостроительству позволяет прибавить еще по 5 м на человека за счет территории лесопарков. Поэтому, если бы городские леса были бы переведены в категорию лесопарков, благоустроены и оснащены инфраструктурой для отдыха, то это позволило бы выйти на нормативный уровень 10 кв. м на человека. Это уже управленческие решения, а не генплановские. На самом деле, зеленые насаждения есть, но просто они распределены по районам города неравномерно. На разработанной в составе проекта схеме показаны существующая и проектная система парков, скверов, садов, бульваров — это озеленение общего пользования. Также предусмотрено создание системы озеленения в каждом новом районе. Существуют озелененные парковые зоны вдоль долин рек, но их нужно чистить, приводить в порядок. В соответствии с проектом, все городские магистрали при их нормативном правильном озеленении тоже становятся элементами зеленого каркаса.

СГ: Как будет решаться проблема с мусором? Ведь действующего полигона хватит до 2017 года.

О.К.: Через дорогу от действующего полигона есть резервный участок, именно там планируется строительство нового полигона. При этом необходимо рекультивировать все несанкционированные свалки.


Справочно:

Научнопроектный институт пространственного планирования «ЭНКО» работает уже более 20 лет. За это время им выполнено более 300 проектов по разработке градостроительной документации. В числе крупных проектов института — Генеральные планы и Правила землепользования и застройки 12 городов-столиц субъектов федерации, в том числе Волгограда, Перми, Ижевска и др.


Ольга Красовская: «2% будет составлять индивидуальное жилищное строительство, 3% — малоэтажное, 17% — среднеэтажное и 78% — многоэтажное. Это нормальная структура для миллионного города»