Как это начиналось

Фото: Наталья Головкина

В Музее архитектуры им. А. В. Щусева открылась выставка, посвященная Московскому метрополитену

Ежедневно московское метро перевозит до 14 миллионов пассажиров. Мы пользуемся своими привычными маршрутами, спускаясь под землю, переходя со станции на станцию в толпе таких же спешащих людей. Редко кто по дороге на работу задумывается: когда и кем была построена станция, как она могла бы выглядеть. Об этом рассказывает выставочный проект московского Музея архитектуры. Здесь представлена история создания Московского метрополитена в проектной графике, исторических фотографиях и архивных материалах.

«Это уникальное явление, когда объект транспортной инфраструктуры проектировался как грандиозный архитектурный проект, играющий важную роль в культурной и политической жизни страны, — говорит директор музея Ирина Коробьина. — Старейшее лондонское метро, берлинское или парижское, когда-то поражавшие воображение техническими достижениями, сегодня превратилось в привычный и недорогой вид городского транспорта. Московское метро проектировалось как восьмое чудо света. Таким оно и остается до сих пор».

Выставка, проект которой был разработан бюро «Народный архитектор», поделена на четыре зоны — по числу первых линий метро, запущенных с 1935 по 1954 год. Посетители могут увидеть уникальные материалы из фондов самого музея, из архива и музея Московского метрополитена, а также из Метрогипротранса — фотографии разных лет, оригинальные графические листы проектов. Первоначальные варианты проектов станций метро и их декоративного оформления во многих случаях заметно отличаются от их реального облика, а некоторые так и не были осуществлены. Эти конкурсные проекты и архитектурные чертежи демонстрируются на выставке впервые.

Экспозиция открывается работами мастеров архитектуры — Ивана Фомина, Алексея Душкина, Дмитрия Чечулина, Алексея Щусева, Владимира Гельфрейха. Здесь представлены станции разного времени, признанные современниками лучшими.

Например, «Комсомольская», открытая одной из первых в 1935 году на «красной» линии, соединившей «Сокольники» и «Парк культуры». Станция была спроектирована Дмитрием Чечулиным. Или еще одна станция Сокольнической линии — «Красные ворота». Николай Ладовский спроектировал наземный павильон, а над внутренним пространством работал уже архитектор Фомин, оформивший интерьеры вестибюлей в стиле ар деко.

Один из центральных сюжетов выставки — проекты Алексея Душкина: станции «Маяковская», «Площадь Революции», «Кропоткинская». Для последней он спроектировал легкий наземный павильон, который реализован не был. А вот проект самой станции удалось воплотить в точности — с высокими колоннами, раскрывающимися у сводов, как гигантские цветы.

Конструктивисты братья Веснины разработали сразу несколько версий станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии: станция могла быть и колонной, и пилонной, и односводной. Война не позволила реализовать ни один из предложенных вариантов. А уже созданные художником Дейнекой мозаики (он же является автором мозаик на «Маяковской») решено было перенести на потолок «Новокузнецкой».

Впрочем, организаторы не ограничились только периодом 1935-1954 годов. У экспозиции есть своеобразное послесловие — проекты некоторых станций («Чертановская», «Кузнецкий мост»), построенных до 1989 года. Новая эпоха радикально изменила стиль московского метро, но и в это время архитекторы создавали выдающиеся проекты подземных перронных залов. И зритель видит, где они черпали вдохновение.


Справочно

Выставка «Московское метро — подземный памятник архитектуры» продлится в Музее архитектуры до 17 июля.