Искусство жить в городе

Искусство жить в городе

Искусство жить в городе

Урбанистика стала одной из главных тем Международного культурного форума

В Петербурге завершил работу Международный культурный форум. В этом году он был рекордным по количеству участников — около двух тысяч. В работе форума приняли участие делегаты из 91 страны мира и всех регионов России, в том числе 35 иностранных делегаций и 12 иностранных министров культуры. Площадкой проведения форума стал весь город: от Главного штаба Эрмитажа до «Ленфильма», от Мариинского театра до Гатчинского дворца. Обсуждались самые разные вопросы современной культуры и ее влияния на нашу жизнь. Однако особое внимание в этом году было уделено теме урбанистики.

Драйвер развития

Одним из основных мероприятий деловой части форума стала дискуссия «Культура как драйвер развития городов». Ее модератором выступил Михаил Швыдкой. Тема вызвала такой большой интерес, что в просторном зале не осталось свободных мест. Увидев это, Михаил Швыдкой пошутил, что, если даже министры вынуждены стоять, значит, вопрос, который обсуждается — острый. По мнению экспертов, город воспитывает человека одним своим видом. Петербург в этом смысле — феномен. По словам главного архитектора Петербурга Владимира Григорьева, у Северной столицы доминанты — локальные, а крупные перспективы замыкаются градостроительными акцентами. Кроме того, перед градостроителями стоит задача сохранить небесную линию. «Петербург — это невысокие застройки и острые шпили, которые прорезывают серое небо», — отметил Владимир Григорьев. Он также заявил, что город не должен развиваться экстенсивно, потому что это приводит к увеличению затрат на инженерную и транспортную инфраструктуры. Но не должен и расти ввысь стенами огромных высотных зданий. Для нового жилищного строительства и новых общественных пространств Владимир Григорьев предложил использовать ресурсы промзон — «серого пояса».

Идеальный полис

Дискуссию продолжил главный архитектор города Москвы Сергей Кузнецов, который отметил, что вопросы урбанистики должны быть неразрывно связаны с проблемами культуры как среды, в которой живет современный человек. Михаил Швыдкой поддержал эту идею, но заметил, что как раз серьезной проблемой разрастающихся мегаполисов является наличие культурных объектов только в центре, который не может выдержать поток горожан из других районов города. Еще Аристотель мечтал об идеальном полисе, который удовлетворял бы все потребности гражданина, включая духовные, но с тех пор человечество так и не смогло достигнуть чаемого идеала в градостроении, заметил Михаил Швыдкой.

Хотя, возможно, шаг к достижению этого идеала сделали испанские архитекторы. В качестве примера влияния культуры на развитие города один из спикеров назвал испанский Бильбао. У урбанистов даже есть специальный термин — «эффект Бильбао». Дело в том, что в этом городе было создано очень много суперсовременных архитектурных форм, в том числе и знаменитый музей Гуггенхайма. После этого в Бильбао начало прибывать население.

Культурный компонент

Еще одна проблема, о которой говорили эксперты: часто жители больших городов не чувствуют себя дома там, где живут и работают. Особенно, когда из окон можно увидеть только одну картину — стены соседних домов. «Каменные джунгли» не способны вызвать положительных эмоций. Один из выходов — развивать особые зоны отдыха, где можно провести свободное время. И тут важен именно культурный компонент. Так, например, на форуме было подписано соглашение о намерениях между Третьяковской галереей и парком «Зарядье». В его рамках планируется построить концертный зал, который будет представлять собой открытую площадку, закрытую стеклянным куполом. С помощью специальных технологий и солнечных батарей там будет поддерживаться комфортная для посетителей температура. Помимо открытого амфитеатра, в «Зарядье» будет построена филармония для камерных концертов. На пресс-конференции после презентации проекта Сергей Кузнецов сообщил, что сам парк откроется в 2017 году, а концертный зал заработает в начале 2018. Также в рамках форума был представлен проект по созданию филиала Эрмитажа в Москве на территории бывшего завода ЗИЛ, он совместит реставрацию комплекса с созданием новой выставочной площадки.

А что же Петербург? Пока Cеверная столица похвастаться такими же яркими проектами, меняющими облик городской среды, не может. Однако, как заметил Владимир Григорьев, питерские урбанисты смотрят на опыт столичных коллег. И, учитывая все те плюсы и минусы, которые возникли у них в работе, планируют также взяться за эту работу. Первым шагом в этом направлении должно стать освоение «серого пояса». В настоящее время рассматривается 9 проектов — победителей архитектурного конкурса. «Мы надеемся, все это вырастет в некую идеологию преобразования городской среды», — отметил Владимир Григорьев.


Справочно

Санкт-Петербургский международный культурный форум — площадка для встреч, диалога и обмена опытом между специалистами в области культуры и культурной политики, представителями государственной власти, политиками и бизнесменами разных стран. Организаторы мероприятия — правительство Российской Федерации, правительство Санкт-Петербурга при поддержке Министерства культуры РФ.