Города на выданье

Города на выданье Собор Георгия Победоносца и арка "Старая Смоленская дорога" на въезде в город Одинцово

Власти Подмосковья рассчитывают привлечь инвесторов и новых жителей за счет улучшения внешнего облика областных городов.

Создание комфортной жилой среды способно существенно улучшить социально-психологическую и экономическую обстановку в регионе. Это хорошо понимают в Московской области. Вскоре после того, как регион возглавил губернатор Андрей Воробьев, в Подмосковье был взят курс на улучшение облика областных городов. Был проведен анализ состояния населенных пунктов и территорий, обозначены сильные и слабые стороны каждого города, намечены пути решения проблем. Для многих городов были созданы Альбомы архитектурного облика. Результатом этой работы должен стать ребрендинг области, превращение ее в регион, где жители гордятся историей, культурой и внешним видом своих городов. О том, как реализуется эта амбициозная программа, «Строительная газета» поговорила с заместителем председателя правительства Московской области Германом Елянюшкиным.

«СГ»: Почему было решено заняться изменением облика городов Подмосковья? Что это даст конкретному городу и области в целом? 

Герман Елянюшкин: Основная задача, которую нам ставит губернатор Андрей Воробьев – кардинальные перемены к лучшему. Формирование нового архитектурного облика Подмосковья является частью глобального ребрендинга нашего региона. Это решение было принято после анализа текущего состояния наших городов. Фасады зданий, ограждения, пристанционные территории, которые наряду с вылетными магистралями являются, по сути, лицом городов, зачастую находятся в неудовлетворительном состоянии.

«Рекламный мусор», отсутствие индивидуальности снижают привлекательность городов региона. Улучшение имиджа Московской области рассчитано, прежде всего, на ее жителей. Благодаря новому облику в наших городах, надеюсь, станет приятно жить, работать и просто проводить время. Появятся комфортные общественные пространства. Развитие каждого отдельного города будет способствовать комплексному развитию области в целом, улучшению инвестиционного климата и привлечению населения в наш регион.

«СГ»: Как будет финансироваться этот проект? Предполагается ли выделять на него деньги из областного бюджета?

Г.Е.: Нет, прямого финансирования из областного бюджета не предусматривается. Все мероприятия по формированию облика городов реализуются за счет местных бюджетов и привлеченного финансирования. Однако возможно опосредованное участие областного бюджета, как, например, в Рузском муниципальном районе. В данный момент прорабатывается вопрос о создании в Рузе кольцевого парка — системы общественных рекреационных зон с различными видами активности. В этом проекте возможно участие бюджета области в рамках смежных программ. Но еще раз отмечу, что основная часть мероприятий реализуется за счет местных бюджетов и привлеченного финансирования.

«СГ»: Есть ли какая-то сквозная идея, объединяющая подмосковные города в нечто единое, или каждый город сам по себе?

Г.Е.: Довольно сложно найти общую образную идею, способную связать все города Московской области воедино. Ведь в нашем регионе есть «пятидесятилетние» наукограды и есть города, которые древнее, чем Москва, например, Волоколамск. Общая идея для таких разных городов, наверное, заключена в поиске своей идентичности. Можно сказать, что города Подмосковья едины в поисках индивидуальности.

«СГ»: В подмосковных городах планируется создать 69 пешеходных улиц. Почему такое внимание именно к этому «формату»?

Г.Е.: Губернатор области Андрей Воробьев как-то заметил, что человек должен иметь возможность жить, работать и отдыхать в одном месте. А в 2012 году многие города области представляли собой лишь «место для сна»: ни работы, ни пешеходных зон, ни парков, ни обустроенных набережных. Можно смеяться, но на многих железнодорожных станциях не было даже туалетов. Поэтому правительство Московской области активно реализует проект по облагораживанию главных улиц городов и поселений, железнодорожных станций и вылетных магистралей. В 2015-2016 годах мы создадим пешеходные зоны в 69 городах Подмосковья. Это беспрецедентный по объему работ и срокам их реализации проект в современной истории области. Обновленные улицы должны гармонично вписаться в исторический контекст древних городов и поселений Подмосковья, продолжить архитектурную традицию региона, не теряя в то же время динамичного ритма нашего времени. При этом «пешеходизация» города не должна нарушать его транспортную доступность, а, напротив, помогать человеку достигать нужных мест комфортным способом. Улица в этой идеологии становится живым пространством, а не просто транзитной территорией.

«СГ»: Вы ожидаете, что после приведения городов в порядок туда придут инвесторы и новые жители. Но может ли архитектурный облик сам по себе повлиять на привлекательность города для жизни? Какое место он занимает в списке «стоимость жилья—рабочие места—инфраструктура—архитектура»?

Г.Е.: Вся работа по формированию облика направлена на создание комфортной среды для людей и, как следствие, повышение привлекательности города для жизни. Мы ждем малый и средний бизнес и, конечно, новых жителей! Архитектурно-художественный имидж города затрагивает все стороны жизни. Так, стоимость жилья напрямую зависит от внешнего облика здания, уровня благоустройства прилегающих территорий и наличия комфортных общественных пространств в шаговой доступности. Создание общественных пространств увеличивает уровень экономической активности и, соответственно, способствует повышению числа рабочих мест. Комфортные общественные места обеспечивают приток людей, что наряду с повышением уровня экономической активности является стимулом к развитию существующей инфраструктуры.

«СГ»: Что такое «новый облик городов Подмосковья» методологически? 

Г.Е.: «Новый облик городов Подмосковья» – это элемент стратегии губернатора Андрея Воробьева, направленный на создание современной и комфортной городской среды. Работа в рамках программы осуществляется по нескольким направлениям: развитие общественных пространств различного функционального назначения, куда входят проекты по созданию пешеходных улиц, приведение в порядок информационно-рекламного оформления городов, брендинг территорий, архитектурно-художественная подсветка и городская навигация. До начала реализации все эти направления могут быть проработаны в составе Альбома нового облика, являющегося наглядной «дорожной картой», показывающей пути развития города в ближайшие годы.

«СГ»: Что нужно для создания Альбомов архитектурного облика?

Г.Е.: Для создания качественного Альбома нового облика необходимо тесное сотрудничество администрации муниципалитета и команды профессионалов. Ведь по сути это план развития города на несколько лет вперед. Формирование общественных пространств, точки притяжения людей, велосипедные маршруты и многое другое, что создает комфорт для жизни. Подсказать городу, куда стоит вложить деньги, а от реализации каких проектов лучше воздержаться, может только многоплановая проектная команда, куда входят социологи, градостроители, дизайнеры, маркетологи и архитекторы.

«СГ»: Летом 2014 года для города Клин был представлен Альбом нового облика города. Как вы его оцениваете?

Г.Е.: Альбом для города Клин, безусловно, был удачным — он стал импульсом, запустившим целую серию проектов по разработке Альбомов нового облика в городах Подмосковья. В Альбоме определялись основные общественные пространства Клина и предложения по его развитию. В нем были представлены стиль городской навигации и малых архитектурных форм, концепция размещения вывесок, был разработан бренд города. Хочу отметить, что в Клину прижился новый бренд, и реализация проектов уже началась. На улице Гагарина на следующий год запланированы работы по реорганизации всего пешеходного пространства на основе концепции, представленной в Альбоме. В этом году уже проведен ремонт фасадов и приведены в порядок вывески.

«СГ»: В 2015 году планировалось обсудить еще несколько аналогичных Альбомов. В итоге Альбомы каких городов были рассмотрены?

Г.Е.: За 2015 год было разработано 76 Альбомов в 57 муниципальных образованиях. По экспертной оценке, наиболее творческий и профессиональный подход был проявлен при разработке Альбомов городов Балашиха, Видное, Власиха, Дзержинский, Долгопрудный, Егорьевск, Зарайск, Клин, Королев, Люберцы, Мытищи, Наро-Фоминск, Ногинск, Одинцово, Реутов, Руза, Талдом. В 2016 году будет проводиться работа по реализации идей, представленных в составе Альбомов. По результатам обсуждений отдельные стартовые инициативы воплощены в жизнь уже в 2015 году, в том числе в формате частно-государственного партнерства. Например, пешеходная улица в Люберцах, установка малых архитектурных форм и новых нестационарных торговых объектов в Одинцово, приведение в порядок информационно-рекламных конструкций в Коломне, использование фирменного стиля в оформлении уличных вывесок в Рузе, туристическая навигация в Клину.