Архитектурный гибрид

Архитектурный гибрид

Селекционно-гибридный центр соединил в себе офис, тренажерный зал, лекционные залы, кафе и помещение для арт-выставок

Эрик Валеев - глава архитектурного бюро IQ - признается, что реконструкция селекционно-гибридного центра в Орле была непростым, но в то же время интересным проектом. Первоначально объект представлял собой несколько промышленных корпусов, часть из которых использовалась в качестве мастерских, а другая была отдана под склады. Инвестор хотел создать современный инновационный центр, который имел бы производственную часть, а также офисную и общественную. Задача была нетривиальной.

«На территории в два гектара располагались старые здания общей площадью 12,7 тыс. кв. м, — рассказывает архитектор. — Необходимо было не только целиком переосмыслить всю структуру и имеющийся конструктив, но и создать для этих объектов новые функции, которые бы органично вписывались в окружение». Помимо решения проблем с внешним видом зданий, требовалось осмыслить все бизнес-процессы компании и разработать максимально эффективное зонирование. Офисный блок должен был плавно переходить в общественное пространство, сохраняя сообщение с блоком производства, где находятся основные технические корпуса.

Четыре корпуса, где раньше размещались различные мастерские, было решено переделать в автотранспортный цех, складские помещения и ветеринарную аптеку. Во втором корпусе разместился магазин готовой продукции и часть офисов. Самым сложным, по признанию архитекторов, стал первый корпус, который одновременно был центральным ядром всего комплекса и играл важную имиджевую роль. Здесь было решено сохранить существующий конструктив.

«Изначально структура предполагала четкое разделение на зоны в соответствии с техническими процессами, но мы решили пересмотреть весь пространственный принцип, что открыло ряд новых возможностей и решений, — рассказывает Валеев. — Так появился единый променад, который затем уже обрастал дополнительными функциями. Основной принцип такого подхода — создание не просто офиса, а связанного организма, в котором будет происходить стихийное общение, стимулирующее творческий подход и как следствие повышаться эффективность труда».

По мнению архитектора, главное преимущество подобных объектов в сравнении с офисными башнями — максимальная коммуникация сотрудников. Авторы проекта предложили создать «петлю», которая ведет из нижней точки через систему террас в верхнее пространство. Долгие размышления о том, что может заставить людей подниматься пешком, а не искать лифт, привели к простому решению — на промежуточных площадках нужно сделать кафе. Таким образом, у сотрудников появится причина чаще пользоваться лестницей. Другие общественные пространства, в том числе спортзал, получили стеклянные стены. «Было интересно создать столкновение разных функций, предоставить выбор — идти заниматься спортом, в офис или в столовую», — говорит Эрик Валеев.

Благодаря оригинальным архитектурным решениям, получилось сложное интегрированное пространство с элементами игры. Когда человек выходит из офиса на лестницу, у него есть выбор: пойти налево через кафе или направо через фитнес-зал. Из кафе сквозь стекло видно спортсменов, сжигающих калории на беговых дорожках. Из стеклянного куба-курилки на третьем этаже открывается вид на все проходящие внизу процессы. Как отмечает архитектор, когда речь идет об офисно-складских или производственных комплексах, то существует много возможностей грамотно распределить зоны активностей и общения, ключевым вопросом при работе с производственными помещениями и бывшими заводскими зданиями — не разрушать и не переделывать уже существующие конструкции, а постараться использовать исходные условия с максимальной выгодой для проекта. При соблюдении этих параметров и тесном взаимодействии заказчика и архитектора удается достичь интересных, порой неожиданных результатов.


Справочно

Проект архитектурного бюро IQ «Селекционно-генетический центр в г. Орле» получил в 2017 году высшую награду «5 звезд» международной премии International Property Awards 2017 и серебро на фестивале «Зодчество 2017».