«Арх Пароход» стал местом оживленных споров о доминантах и ограничениях
Как совместить новую архитектуру и историческую застройку так, чтобы они не противоречили друг другу? Какие здания могут быть доминантами современных городов? Что ограничивает архитектора — внешние влияния или внутренний цензор? Эти вопросы стали темами дискуссий, развернувшихся на традиционном «Арх Пароходе».
Кто боится доминант?
Лет сто назад основными доминантами российских городов были храмы, но сегодня их место заняли другие здания — бизнес-центры и жилые комплексы. Признанный авторитет современной российской архитектуры Сергей Скуратов настаивает на том, что без доминант современный город существовать не может. «Это мощнейшие городские перспективы, и не так важна их функция, она может меняться», — говорит архитектор.
По его мнению, вертикальных доминант должно быть много, и строить их надо не только за пределами исторического центра. «Я вообще сторонник осмысленно и с умом возводимых высотных доминант внутри Садового кольца, — заявил архитектор. — Не надо этого бояться. Защитники исторической архитектуры не правы.
Москва — не музей. В городе всего 20-25% сохраненной исторической среды, остальное — фальшь». По его словам, вертикаль не портит исторические виды. «Поэтому я не разделяю негативного отношения, например, к «Лахте», — сказал Скуратов. — Плоха не тонкая вертикаль, а 40-этажные «стены». И это требует регулирования. «Нельзя поощрять высокую плотность застройки, но у нас нет рычагов уменьшения плотности, — посетовал Скуратов. — Экономику можно вытянуть плотностью или высотой».
За плотный вертикальный центр города выступает и архитектор Тимур Башкаев. «Только такой центр города экономически эффективен, — уверен он. — Вынос «Лахты» в отдаленный от центра район с точки зрения экономики — неэффективное решение, требующее дополнительных инвестиций в транспортную и инженерную инфраструктуру». В столице такая же история, по его мнению, происходит в Новой Москве. «Это разбазаривание наших с вами средств», — заявил Башкаев.
Идея уплотнения центра за счет высотного строительства близка и архитектору Илье Заливухину: «В центре Москвы может свободно заселиться еще 1 млн человек, плотность позволяет». Однако, по мнению архитектора, доминаты должны появляться в силу естественных экономических процессов, а по приказу. «Современный город — это прежде всего технология, — считает он. — Доминанты вырастают не композиционно, а естественно, следуя экономическим и технологическим законам, в тех местах, где высокая плотность разрешена градостроительными регламентами, а собственник участка может построить соответствующее его бизнесу здание, в том числе небоскреб». По его мнению, «сталинские высотки» в нормальной экономической ситуации появиться не могли бы. Что касается центра города, то, по мнению Заливухина, есть старые ансамбли, их надо сохранить, но есть и места, где регламент можно снять.
А вот петербуржец Никита Явейн не согласен с коллегами. Он считает, что высотные регламенты необходимы в исторических городах, иначе они перестают быть историческими. И выходом как раз является вынос офисных высоток за пределы центра.
Польза и вред ограничений
Ограничения как механизм регулирования архитектурной деятельности — тема для архитекторов болезненная. Тимур Башкаев считает, что в изменении регламентов, таких, к примеру, как нормы инсоляции, большой беды нет, если застройка дает нужное горожанину качество жизни. «Ограничения, которые мы вводим, ради некоего образа комфортной среды — плотность, инсоляция и прочее — просто повышают стоимость квадратного метра в городе, — говорит он. — Мы таким образом вводим имущественный ценз и не даем человеку права выбора, он же сам может решить, нужна ему инсоляция или нет». По мнению архитектора, люди едут в Москву не ради чьих-то представлений о комфорте, а ради возможностей, которые предоставляет им большой город.
А вот главный архитектор Санкт-Петербурга Владимир Григорьев полагает, что свобода архитектора в России сильно ограничена заказчиком, а социальный заказ подменяется «частнособственническим». Один из примеров — «ЗИЛАРТ», который даже самому заказчику кажется «плотноватым». «Когда заказчик говорит «плотновато» — это знак того, что задания и ограничения, которые он предъявляет архитектору, дают отрицательный эффект», — говорит Владимир Григорьев.
В то же время такие ограничения, как мастер-план города, напротив, помогают развитию города, полагает Илья Заливухин. «Но эти ограничения должны быть не просто наложены «серым пятном», а должны быть абсолютно прозрачны и понятны, — говорит он. — Это страшно облегчает жизнь».
Справочно:
«Арх Пароход» — конференция, собирающая на борту речного судна наиболее авторитетных архитекторов России для обсуждения насущных вопросов и профессионального общения. Основная тема «Арх Парохода 2019» — «Старое и новое» — стала продолжением обсуждений, проходивших на фестивале «Арх Москва 2019». Куратором проекта является известный петербургский архитектор Никита Явейн.
Номер публикации: №26 от 05.07.2019