
На состоявшемся недавно в Комитете Совета Федерации (СФ) по экономической политике совещании на тему «Снижение уровня износа инженерной инфраструктуры. Меры по привлечению инвестиций в сферу теплоснабжения» председатель комитета Андрей Кутепов констатировал, что инфраструктура централизованного теплоснабжения за последние 40 лет значительно ухудшила показатели надежности, качества услуг и энергоэффективности.
Сенатор заявил, что текущие темпы обновления сетей не соответствуют уровню их износа, и без системных изменений в тарифной политике и регулировании ситуация будет только ухудшаться. «Основная причина — низкая рентабельность или убыточность предприятий отрасли, что подтверждается их отчетностью», — отметил руководитель комитета СФ. По его мнению, чтобы модернизировать тепловые сети, необходимо обеспечить рост государственных и частных инвестиций, совершенствование законодательства, повышение квалификации персонала.
Высокие обязательства
О том, что ситуация в сфере теплоснабжения действительно не радужная, заявил и директор Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России Александр Федяков, сославшись на данные Росстата о том, что порядка 42% сетей нуждаются в замене, а следствием их высокого износа являются аварийность и большие потери. При этом в среднем по стране темпы их замены составляют порядка 1% в год, а сетей в сфере теплоснабжения — 1,9%, тогда как для преодоления накопленного износа и обеспечения устойчивого развития инфраструктуры, согласно стратегии развития ЖКХ до 2030 года, необходимо выйти на целевой показатель в 5%.
Александр Федяков отметил, что благодаря вниманию и контролю президента и правительства отрасль в последнее время получает серьезную поддержку, сейчас эта работа продолжается в рамках нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни». В соответствии с указом президента РФ от 07.05.2024 №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» должно быть повышено качество коммунальных услуг не менее чем для 20 млн граждан. С этой целью привлекаются все доступные источники финансирования, в том числе федеральный и региональный бюджеты, а также внебюджетные источники. Общий объем инвестиций в отрасль до 2030 года должен составить 4,5 трлн рублей. В то же время, Александр Федяков обратил внимание участников совещания на то, что потребность в обновлении инфраструктуры отрасли выше, чем 4,5 трлн рублей, из которых 2 трлн рублей должны быть привлечены за счет внебюджетных источников.
Для решения этой задачи Минстроем России до 1 апреля текущего года были заключены соглашения с субъектами — так называемые меморандумы, где прописано, что субъектам РФ будет предоставляться целевая субсидия из федерального бюджета для проведения ремонтов и реконструкции линейных объектов, главным образом сетей, а также площадных объектов, обеспечивающих тепло- и водоснабжение. В меморандумах предусмотрены условия для субъектов с целью стимулировать привлечение инвестиций. В частности, установлена обязанность субъектов по привлечению внебюджетных источников финансирования в размере не менее 20% от совокупного размера предоставляемой субсидии. До 1 января 2026 года регионы должны утвердить инвестпрограммы ресурсоснабжающих организаций.
Согласно меморандумам, к 2030 году необходимо будет привлечь дополнительные внебюджетные источники финансирования в заданном для каждого субъекта объеме. Отдельным условием является также обязательство по снижению доли просроченной дебиторской задолженности. «К 2030 году в каждом субъекте ежегодно должно меняться не менее 2,5% сетей от общего их объема. Считаем, что описанные выше обязательства субъектов, установленные правилами и закрепленные меморандумами, дадут стимул регионам активнее вовлекать в коммунальную инфраструктуру внебюджетные источники», — заявил Александр Федяков.
Зри в корень
О том, как сейчас исполняются поручения президента по вопросам надежности и эффективности функционирования коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, участникам совещания рассказал директор Фонда развития территорий (ФРТ) Марат Петрин. Для того, чтобы снизить накопленный износ и обеспечить выведение отрасли на самодостаточность, ФРТ определил для себя два ключевых направления — планирование и финансирование.
В части планирования на базе информационной системы ФРТ проводятся мониторинг оценки состояния объектов и аварий, инцидентов в привязке к этим объектам, а также цифровизация схем теплоснабжения. При этом ФРТ стремится учесть все мероприятия, направленные на достижение общей цели, и реализует такой инструмент, как комплексные планы модернизации коммунальной инфраструктуры. На сегодняшний день регионы определили 43 тыс. необходимых мероприятий на ближайшие шесть лет, в том числе 6,5 тыс. мероприятий на площадных объектах теплоснабжения, запланирован ремонт 26 тыс. км сетей теплоснабжения. «Каждый регион оценивает свою потребность в финансовых источниках — как бюджетных, так и внебюджетных. Финансирование из федеральных бюджетных источников возможно только при наличии мероприятий в комплексном плане. Таким образом, документ этот становится обязательным к применению и дальнейшему развитию», — отметил Марат Петрин.
В части финансирования ФРТ использует такие инструменты, как меморандумы и финансовые модели по каждому региону. Поскольку меморандум является документом, определяющим ключевые параметры развития отрасли в конкретном регионе, ФРТ разрабатывает совместно с регионами под этот документ финансовую модель долгосрочного регулирования отрасли. Учет всех источников финансирования позволяет моделировать наиболее оптимальный сценарий развития отрасли в каждом регионе не только на ближайшие годы, но и на 6 лет, а то и на 10 лет вперед. «Сейчас эта работа стартовала, и планируем до конца лета подготовиться, полностью успеть смоделировать по каждому региону конкретное решение», — заверил сенаторов Марат Петрин. Он отметил, что предстоит выработать системные решения, которые позволят обеспечить достижение целей по устранению накопленного износа и настроить отрасль на самодостаточность.
Комментируя выступление директора ФРТ, Андрей Кутепов отметил, что представить обоснованные решения и внедрить новые технологии регионам мешает низкий уровень подготовки специалистов, в чем Марат Петрин полностью согласился с сенатором. «Действительно, наблюдается деградация кадрового потенциала в целом. Есть проблема у регионов, у некоторых даже с подачей заявок в фонд, с формированием заявки на потребность, на выделение бюджетного финансирования», — добавил Марат Петрин. Он сообщил, что для решения этой проблемы ФРТ начал работу по восстановлению региональных центров компетенций, которые будут формироваться на базе либо органов исполнительной власти, либо бюджетных учреждений. Перед ними ставится задача консолидировать решения, заложенные в схемах теплоснабжения, с программами капитального ремонта многоквартирных домов. Однако привлечь молодые кадры, без которых, по словам Марата Петрина, никакие новые решения и технологии не заработают, весьма сложно из-за существенного отставания зарплаты в отрасли, которая на 39% ниже, чем в среднем по регионам.
Подводя итог дискуссии, Андрей Кутепов согласился, что с такими зарплатами найти специалистов, которые разработают в каждом регионе новые решения, не удастся. Поэтому с учетом ограниченности времени, по мнению сенатора, необходимо выработать типовое решение и направить его субъектам, в которых нет специалистов для формирования заявки. Иначе привлечь средства не получится. «Надо менять ситуацию в корне», — подчеркнул руководитель комитета СФ.
Модель для масштабирования
Одним из таких решений мог бы стать метод «альтернативной котельной» (АК), о котором рассказал заместитель министра энергетики России Пётр Конюшенко. Этот подход основан на объективной рыночной оценке затрат потребителей на автономное теплоснабжение. Именно такая оценка и становится ценовым ориентиром в расчете стоимости тепловой энергии в регионе. По словам замминистра, эта модель доказала свою эффективность: инвестиции в ценовых зонах теплоснабжения, где Минэнерго РФ применило метод АК, в 2,5 раза выше по сравнению с традиционным тарифным регулированием. На сегодня методом АК охвачено 47 муниципалитетов в 22 субъектах России — это более 15 млн граждан. Объем инвестиций в рамках этих ценовых зон составил почти 110 млрд рублей, доля инвестиций и выручки выросла до 22% против среднероссийского уровня 9%. При этом аварийность снизилась на 69%, а отключение тепла — вдвое. Потери тепловой энергии незначительно, но все-таки тоже сократились — с 22% до 20,5%, а это дало порядка 10 млрд рублей экономии. Модернизировано более тысячи км и построено 234 км сетей, выведено 103 устаревших источника тепла.
Для масштабирования этой модели Пётр Конюшенко предложил синхронизировать теплоснабжение с развитием газо-, водо- и электроснабжения в регионах, а также обеспечить гибкость тарифов и возможность поэтапного перехода к целевой цене. При этом, по его словам, необходимо контролировать ответственность единой теплоснабжающей организации за деятельность всей системы муниципалитета, в том числе бесхозяйных участков.
«Метод АК позволил обеспечить предсказуемость возврата вложений, что привлекло банковское финансирование, ранее закрытое для отрасли. Поэтому мы поддерживаем все эффективные механизмы модернизации теплоснабжения и со своей стороны предлагаем акцентировать внимание на методах АК с уже доказанным результатом, который может быть масштабирован», — предложил Пётр Конюшенко.
Номер публикации: №22 27.06.2025