Использование ГИС ЖКХ стало для участников рынка обязательным
С 1 июля 2017 года размещение информации в Государственной информационной системе ЖКХ (ГИС ЖКХ) стало обязательным во всех субъектах страны, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, которые «присоединятся» чуть позже. Как сообщили «СГ» в пресс-службе Минсвязи РФ, к началу июля в ГИС было зарегистрировано более 78 тыс. поставщиков информации, в том числе 84% ТСЖ и ЖСК, 92% РСО, а также практически все УК, региональные и муниципальные органы власти. В системе уже имеется информация о 1,37 млн МКД (95% от их общего числа), 12,4 млн жилых домах (72% от общего количества). К ГИС подключены более двух тысяч ИТ-систем различных организаций, в том числе 613 банков. Благодаря этому в систему передано 600 млн фактов оплаты гражданами услуг ЖКХ.
Как отметили в Минсвязи РФ, подготовка законодательной и технической баз и функционала в рамках запуска ГИС была осуществлена в рекордно короткие сроки — за 3 года. И все поставленные правительством задачи «на сегодняшний день реализованы». «Как и в любой работе, есть регионы-передовики и отстающие. На сегодня вся подготовительная работа завершена, и от права размещать информацию мы переходим к обязанности организаций сферы ЖКХ по ее размещению. По сути, в сферe ЖКХ начинается большая информатизация отрасли», — подчеркнул заместитель Министра связи и массовых коммуникаций России Михаил Евраев.
Планируется, что со временем органам власти и участников рынка ГИС ЖКХ предоставит аналитические возможности, чтобы они могли своевременно принимать управленческие решения по всей территории страны в режиме реального времени. Гражданам ГИС ЖКХ, по задумке, должна позволить следить за расходами своих ТСЖ, в электронной форме направлять информацию, передавать показания приборов учета и т. д. В дальнейшем граждане смогут голосовать на общих собраниях по дому в ГИС ЖКХ, оценивать качество работы управляющей компании.
Вместе с тем, ГИС ЖКХ пока еще не избавилась от определенных проблем. Например, до сих пор не сняты проблемы при заполнении системы. Наиболее часто поступают жалобы на заполнение разделов: СНИЛС, годовая и промежуточная бухгалтерская отчетность, социальная и благотворительная помощь, кадастровый номер квартиры, договор с собственником МКД и т. д. «Сложности, связанных с работой системы, — это производная состояния коммунального сектора, ведь ГИС, по сути, большое зеркало ЖКХ», — считает исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.