Вместо вороха квитанций: в Минстрое предлагают проработать идею о внедрении единого платежного документа по коммуналке

Вместо вороха квитанций: в Минстрое предлагают проработать идею о внедрении единого платежного документа по коммуналке

Вместо вороха квитанций: в Минстрое предлагают проработать идею о внедрении единого платежного документа по коммуналке Shutterstock/FOTODOM
В ходе обсуждения на заседании в Госдуме вопросов собираемости коммунальных платежей министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин заявил, что внедрение унифицированного платежного документа для оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) является целесообразным.

«Лично мое мнение: должны быть единая платежка, единый оператор в регионе по сбору средств, и не должно быть прямых договоров», — сказал министр.

В настоящее время большинство граждан получают квитанции по отплате услуг ЖКХ сразу от нескольких поставщиков. Например, с газовыми, электроснабжающими и телефонными компаниями абоненты в подавляющем числе случаев имеют заключенные индивидуальные прямые договоры. Счета по ним за предоставленные услуги и ресурсы выставляются в электронном виде или приходят по почте и могут оплачиваться людьми в том порядке, как им удобно. Одним из следствий такой системы, в том числе, является то, что жировки за одни услуги оплачиваются абонентами своевременно, а за другие, которые ими считаются второстепенными, они деньги задерживают.

Попытки унифицировать имеющееся разнообразие платежей предпринимались неоднократно. Так, в прошлом десятилетии акцент делался на создании сети единых расчетных центров и цифровых платформ, основной функцией которых как раз и была аккумуляция всей массы платежей на своих счетах. В ряде субъектов создание таких центров доказало свою эффективность, и их работа повысила прозрачность сбора и распределения средств. Но, пожалуй, нигде эта идея не была «докручена» до конца, а компании — поставщики услуг не спешили отказываться от прямых договоров. Не справилась с такой функцией и ГИС ЖКХ, хотя одной из целей при создании системы обозначалась возможность для населения оплачивать через нее коммуналку. Технические и организационные сложности, включая несовместимость систем учета ресурсоснабжающих организаций и отсутствие регулирования ответственности операторов, затруднили унификацию системы коммунальных платежей в субъектах страны.

Понятно, что в условиях тотального распространения электронных систем связи рассылка бумажных квитанций является архаикой. А внедрение единого платежного документа поможет сберечь материальные и трудовые ресурсы, идущие на печать и доставку жировок. Но главные плюсы этой инициативы, по мнению экспертов, в том, что ее реализация улучшит собираемость средств и повысит качество и доступность информации о начислениях и платежах за ЖКУ. Удобно это будет и для плательщиков, у которых отпадет необходимость разбираться в многочисленных квитанциях. Вдобавок, переход на единый платежный документ поможет качественнее агрегировать данные о потреблении ресурсов и имеющихся энергобалансах. Аккумуляция этой информации на федеральном уровне улучшит систему распределения бюджетных субсидий, предназначенных для модернизации коммунальных объектов и сетей по всей стране.

В то же время популяризация единых платежек потребует усилить защиту персональных данных и улучшить некоторые другие моменты, для того чтобы исключить подделку этих документов.

Однако эксперты видят и минусы во внедрении единого платежного документа. Как признает директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» (ИЭГ) Ирина Генцлер, для пожилых людей, которые не привыкли пользоваться интернет-банкингом, удобнее иметь одну бумагу, которую можно передать кассиру, чтобы тот оплатил требуемую сумму.

Но более молодым поколениям, которые во многом перешли на систему личных кабинетов, какие-либо квитанции уже не нужны.

Кроме того, полагает эксперт, система единых кассовых центров в ряде регионов доказала свою эффективность. И лучше предоставить управляющим компаниям возможность самим решать — обращаться в такие центры за услугой по проведению платежей или нет.

«Нужно избежать излишней централизации и связанных с ней рисков. Имеют право на существование разные способы сбора средств и оплаты, если они экономически эффективны и удобны для населения и бизнеса», — считает Ирина Генцлер.