В шаге от идеала

Кирилл Зыков/ АГН «Москва»
Регуляторная гильотина, учет тепла и проблематика энергосбережения в ЖКХ

Дмитрий ШКОЛЬНИКОВ, член Ассоциации «Энергоэффективная страна»:

Летом 2021 года общая задолженность россиян за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) достигла 625 млрд рублей. Сегодня более 3 млн собственников не могут регулярно оплачивать растущую «коммуналку», значительную часть которой составляют платежи за отопление. Повышение энергоэффективности системы теплоснабжения и отопления способно существенно сократить расход тепла в многоквартирных домах, повысить качество теплоснабжения, обеспечить прозрачность платежей, а значит, и исправить катастрофическую ситуацию с неплатежами. Именно поэтому «регуляторная гильотина» оставила в числе обязательных к применению основные нормативные требования к энергоэффективности и теплосбережению в жилых зданиях. Однако для того, чтобы эти механизмы заработали в полную силу, нужно устранить ряд противоречий в нормативных актах и доработать подходы, в частности, к учету тепла.

Отсечь лишнее

В сентябре 2021 года вступило в силу постановление правительства РФ №815 о сокращении обязательных требований в сфере строительства. «Регуляторная гильотина» отменяет нормы, ограничивающие применение новых материалов и технологий, тормозящие процесс строительства и имеющие рекомендательный характер. При этом входящие в состав сводов правил (СП) 60.13330.2020 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» и 124.13330.2012 «Тепловые сети» мероприятия по энергосбережению в ЖКХ Минстрой оставил в категории обязательных к применению.

Несколько раньше (с января 2021 года) под «гильотину» попало принятое еще в 2011 году постановление правительства РФ №18, устанавливавшее требования к энергоэффективности зданий и правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов. Его отмена вызвала озабоченность экспертного сообщества, однако ему на смену подготовлено постановление правительства РФ №1628, которое вступит в силу с марта следующего года и должно снять с повестки значительную часть вопросов, хотя некоторые все еще останутся актуальными.

Предыстория и нестыковки в законодательстве

Впервые на федеральном уровне действующие сегодня требования к энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) были определены принятым в 2009 году федеральным законом №261-ФЗ «Об энергосбережении». Ранее часть этих требований была отражена в федеральном законе №384ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В числе прочего эти законодательные акты требуют внедрения технологий автоматического регулирования потребления тепла, применения современных средств балансировки отопительных систем для обеспечения их стабильной и оптимальной работы и т. п., а также повсеместного внедрения общедомового и индивидуального учета тепла, не только обеспечивающего контроль его потребления, но и стимулирующего собственников жилья к экономии, делающего ее выгодной и оправданной для потребителя.

Тем не менее, более поздние нормативные документы и законодательные акты иногда вступают в противоречие с 261-ФЗ и 384-ФЗ, что затрудняет их применение. В частности, принятые в 2011 году постановлением правительства РФ №354 правила предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах обязывали коммунальщиков производить расчет платежей за отопление в домах, оборудованных индивидуальными тепловыми пунктами и индивидуальными приборами учета тепла (ИПУ) в квартирах, исходя не из показаний ИПУ, а из площади помещений, что противоречит закону 261-ФЗ. Конституционный суд (КС) РФ, рассматривая жалобу гражданки Т. П. Задубровской, постановлением №24-П от 31 мая 2021 года признал эту норму недействительной, после чего Минстрой России внес соответствующие корректировки в порядок оплаты.

Еще один подобный прецедент был в 2018 году, когда КС РФ постановлением №30-П от 10 июля вынес решение вести расчеты за тепло по ИПУ в домах, где индивидуальными приборами учета оборудовано любое количество квартир, а не все 100%, как ранее регламентировали «Правила предоставления коммунальных услуг».

Другой пример — постановление правительства РФ №1628. Установленный в нем порядок определения класса энергоэффективности зданий не включает требований по применению индивидуального учета тепла, что также противоречит 261-ФЗ.

Не все приборы учета тепла одинаковы

Другая часть проблемы заключается в том, что большинство жилых домов в России имеют вертикальную стояковую разводку системы отопления. В силу ряда технических причин для поквартирного учета тепла в подобных зданиях невозможно использовать теплосчетчики традиционной конструкции, то есть с прямым измерением количества тепловой энергии, потребленного всей квартирой. Поэтому применяется иная методика учета: с помощью радиаторных распределителей.

Эта технология хорошо известна, она широко распространена во многих странах Европы и на постсоветском пространстве, где доказала свою корректность и эффективность. Но поскольку распределители формально не являются ИПУ, а в законе 261-ФЗ использован термин «индивидуальные приборы учета», некоторые застройщики отказываются от применения распределителей. В результате часть новостроек остается без индивидуального учета, хотя техническая возможность применения индучета на базе распределителей в таких домах имеется. Решить эту проблему позволит простая замена в части 7 статьи 13 закона 261-ФЗ термина «индивидуальные приборы учета» на термин «средства индивидуального учета».

Корректность расчетов за тепло

Остаются проблемой и не вполне корректные методики расчета платежей для многоквартирных домов с ИПУ тепла и радиаторными распределителями, которые зафиксированы в постановлении правительства №354 и заключаются в неправильном и несправедливом распределении платежей между потребителями. Используемые в методиках расчетные формулы не учитывают целый ряд факторов и фактически уравнивают собственников, прилагающих усилия к экономии тепла, с теми, кто этого не делает. Кроме того, в формуле для распределителей неверно распределяются затраты тепла на отопление мест общего пользования и от стояков отопления, что приводит к неоправданно высоким доплатам и возвратам при корректировке оплаты за год. При этом большие (хотя и незаслуженные) возвраты, конечно, радуют собственников, а вот доплаты оказываются просто неподъемными по размеру.

В профильные ведомства неоднократно направлялись проекты поправок, содержащих корректировку методики расчета, однако они до сих пор игнорируются. Из-за этого поквартирный учет в большинстве домов не может нормально функционировать, что становится причиной многих конфликтов.

Российское ЖКХ прошло большой путь к энергосбережению, и сегодня осталось сделать уже не так много, чтобы энергосбережение заработало в полную силу. Однако последние шаги — всегда самые трудные. Отсутствие полноценно функционирующего индивидуального учета и нестыковки в законодательстве часто сводят к минимуму эффективность прочих мер, поскольку собственники жилья не мотивированы экономить и продолжают регулировать температуру в квартирах не путем снижения своего потребления, а выбрасывая излишки тепла на улицу через открытые форточки.

Кстати:

Опыт Восточной Европы наглядно подтверждает эффективность именно полного комплекса мер, включающего в обязательном порядке индивидуальный учет. Например, в венгерском городе Дебрецене модернизация систем отопления и использование ИПУ позволили сократить объем долгов потребителей за отопление на 70%. Прозрачность и адекватность платы за отопление всегда приводит к резкому повышению собираемости платежей. В России же вместо этого снова собираются взыскивать с населения долги за «коммуналку» с помощью коллекторов.