В основе успеха — доверие: наиболее эффективны УК, которым удается «подружиться» с жителями

В основе успеха — доверие: наиболее эффективны УК, которым удается «подружиться» с жителями

В основе успеха — доверие: наиболее эффективны УК, которым удается «подружиться» с жителями Shutterstock/FOTODOM
На днях в Орле состоялось заседание Комитета по ЖКХ региональной Торгово-промышленной палаты (ТПП). Темой его стало определение оптимальных критериев для оценки деятельности управляющих компаний (УК) и стандартов управления многоквартирными домами (МКД). В мероприятии приняли участие представители региональных ТПП и ассоциаций, Тульского социологического центра, представители жилищных организаций.

Как отметила модератор мероприятия, председатель комитета ТПП Орловской области по ЖКХ Елена Орлова, в настоящее время актуальной является выработка оптимальных критериев оценки деятельности УК. При этом не только на Орловщине, но и в других регионах накоплен интересный опыт в данной сфере, применяются свои методы контроля за деятельностью управляющих организаций.

«Необходимо сформировать единые подходы к оценке эффективности управления жилищным фондом. Обмен мнениями способствует повышению качества предоставляемых населению услуг и созданию прозрачной системы контроля за деятельностью управляющих компаний. Такой диалог помогает выявить эффективные пути взаимодействия власти, бизнеса и жителей региона», — сказала Елена Орлова.

Как отметил председатель комитета Тульской ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Сергей Костюченков, в регионе давно использовался рейтинг оценки деятельности УК, но в силу ряда недочетов он зарекомендовал себя не с лучшей стороны. При этом несколько лет назад подобный рейтинг внедрялся на общегосударственном уровне Минстроем России. Однако скоро стало понятно, что государству этой темой заниматься не стоит, и «идея составления рейтинга министерством ушла». При этом есть интересные созданные профильными ассоциациями наработки, которые хорошо себя зарекомендовали на региональном уровне и могут с успехом применяться в масштабе страны.

Об одном из таких инструментов рассказал директор по развитию ООО «МОЙ ФОРУМ» Никита Чулочников. Он напомнил, что внедрение государственных механизмов лицензирования предпринимательской деятельности по управлению жилыми МКД стало основанием для создания системы рейтингования УК региональными госжилинспекциями на основе количественных показателей обращения жителей. Однако она строилась на основании субъективных мнений граждан, которые не могли оценить профессионально реальную финансово-хозяйственную деятельность юрлиц, которыми являются УК. С учетом этого опыта появился рейтинг, созданный Ассоциацией компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), дополненный рядом количественных показателей. В основу методологии расчетов легло четыре критерия: общая площадь обслуживаемых многоквартирных домов, качество оказываемых управляющей организацией услуг (в Москве по данным рейтинга Мосжилинспекции, в Санкт-Петербурге по данным рейтинга Жилищного комитета администрации города Санкт-Петербурга), их финансово-экономические показатели (выручка) и качество структуры портфеля.

А в 2022 году АКОН доработала методологию рейтинговой оценки до нынешнего уровня, сформировав обновленный отраслевой рейтинг «Топ-50 компаний, управляющих жилой недвижимостью». В последней версии изменились некоторые критерии оценки. Так, вместо показателя «количество сотрудников» был введен критерий «эффективность управления» как отношение объема общей выручки к общей площади в обслуживании у компании. А в топ-50 решено было включить компании с наибольшим объемом общей выручки. В данном рейтинге компании присваивается совокупная рейтинговая оценка и определяется ее позиция в рейтинге.

Как считает Никита Чулочников, полученный инструмент соответствует сегодняшним потребностям. Жизнь показала, что в созданном АКОН «народном» рейтинге высокие баллы набирают компании, которые, как правило, управляют небольшим количеством домов, и в среднем у них очень много положительных отзывов со стороны граждан. То есть секрет их успешности в том, что они наладили тесную коммуникацию с жителями и воспринимаются ими как партнеры. «Этот опыт свидетельствует, что в основу рейтингования должны быть положены не только экономические показатели. При составлении рейтинга нужно использовать и определенную технологию, связанную с потребительской оценкой», — делает вывод Сергей Костюченков.

Таким образом, во многих рейтингах до сих пор лидирующие позиции часто занимают наиболее экономически мощные организации, обслуживающие большое количество домов. Но объем выручки и финансовые возможности часто не свидетельствуют о качестве их работы. Поэтому требуется сбалансированная модель оценки деятельности УК.

Другая сторона этой истории — сложные экономические условия работы УК. Плата за содержание жилых помещений редко дотягивает до приемлемого уровня, а жители не хотят увеличивать свои расходы. В результате за счет собираемых средств УК не могут предоставить собственникам даже тот минимум услуг, который предусмотрен жилищными стандартами. «Этими вопросами тоже надо заниматься, они важны для выживания УК», — делают выводы эксперты