Трансформация для «коммуналки»

Трансформация для «коммуналки»

Трансформация для «коммуналки»
Внедрение цифровых технологий в ЖКХ станет стратегическим приоритетом

В настоящее время в Минстрое России вступила в заключительную фазу работа над проектом Стратегии цифровой трансформации строительной отрасли «Строительство, городское хозяйство и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ)». Паспорт документа уже готов и был недавно утвержден вице-премьером РФ Дмитрием Чернышенко. Стратегию предполагается реализовать в период до 2030 года. Ее общее финансирование определено в 393 млрд рублей, из которых большая часть (375 млрд) будет выделена на ЖКХ. Подготовительные мероприятия планируется провести с 2021 по 2025 год, а саму систему цифровой трансформации поэтапно запустят в 2025-2030 годах.

В рамках Стратегии будут реализованы четыре основных проекта: «Новый умный дом» (системы управления многоквартирными домами (МКД) на основе «Интернета вещей»), «Решаем вместе» (технология учета общественного мнения при определении приоритетов развития объектов городского хозяйства), «Строим в один клик» (система электронного документооборота между девелоперами и Минстроем России) и «Цифровая инфраструктура ЖКХ» (разработка и внедрение типовых систем управления снабжения ресурсами).

В целом в ЖКХ предполагается активно внедрять IT-технологии, что позволит повысить срок службы коммунальных сетей и предотвратить аварийные ситуации. Максимально возможное распространение получат системы контроля зданий, умные датчики и интеллектуальные приборы учета, в задачу которых войдет автоматическая передача данных операторам управляющих компаний (УК) ресурсоснабжающих организаций (РСО) о состоянии систем освещения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах.

Стратегия — это хорошо, но мало

Опрошенные «Стройгазетой» эксперты единодушны во мнении, что принятие подобной стратегии назрело давно. «Цифровизация является одним из приоритетов развития страны, и логично, что в ЖКХ она тоже необходима», — отмечает ведущий эксперт компании «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. По его оценке, цифровые решения позволят сократить затраты, повысить эффективность работы отрасли и качество предоставляемых услуг, гарантировать их предоставление всему населению, что позитивно скажется на уровне жизни граждан и улучшит социальную ситуацию. Как считает эксперт, важно, чтобы документ затрагивал все стороны ЖКХ, полностью отражал взаимоотношения между поставщиками услуг и потребителями, был рассчитан на постоянное развитие отрасли. «Цифровизация сферы ЖКХ действительно необходима, так как она помогает снижать издержки и лучше контролировать расходы», — добавляет заместитель исполнительного директора некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Андрей Костянов. Однако он сомневается в целесообразности реализации содержащегося в Стратегии предложения о создании единого центра, куда будет стекаться информация о состоянии систем ЖКХ. Ведь такие сведения бесполезны, если затем не будет выделяться дополнительное финансирование на модернизацию объектов и сетей. Конечно, знать, каков реальный расход ресурсов в конкретном доме, — это хорошо. Но возникает вопрос — зачем это знать? Например, в стране еще остались дома, в энергосистемы которых осуществлены незаконные врезки, через которые запитаны магазины и автомойки. И цифровизация энергопотребления в таком доме только тогда обретет смысл, если собранные данные помогут жителям заплатить исключительно за потребленные ими же ресурсы, а не за то, чем пользовались сторонние организации. «Стратегию можно будет поддержать, только если в этом документе будут сформулированы четкие цели и определены конкретные шаги по их достижению», — настаивает Андрей Костянов.

В свою очередь президент группы компаний «КОРТРОС» Вениамин Голубицкий считает, что все обозначенные в Стратегии направления важны, однако полагает, что стоит уделить приоритетное внимание дальнейшей цифровизации процесса получения необходимых согласований и разрешительной документации. Тем более, в ряде регионов существуют удачные практики в данном направлении, которые могли бы быть распространены на всю страну. Застройщик напоминает, что в настоящее время из всех цифровых решений в жилищном строительстве чаще всего применяются технологии «умного» дома. Все такие системы можно разделить на несколько направлений: безопасность (контроль доступа на объект, видеонаблюдение и видеодомофон), инженерные коммуникации и энергоэффективность («Аквастоп», защита от коротких замыканий, приборы учета с функцией передачи данных в УК, датчики движения и регулировка освещения), комфорт (климатическая система, профили дома). «Преимущества от их внедрения сводятся как к повышению уровня безопасности и удобства проживания, так и к сокращению потребления коммунальных ресурсов примерно на 30%», — говорит Вениамин Голубицкий.

Совладелец девелоперской группы «Родина» Владимир Щекин также позитивно оценивает перспективы цифровизации, отмечая, что сейчас активнее всего в строительстве распространяются технологии информационного моделирования (ТИМ) и используются новые материалы (энергоэффективное стекло для окон и т.п.). Только внедрение ТИМ, по его словам, позволяет на 30% уменьшить затраты на строительство и эксплуатацию и на 20-50% сократить время проектирования и сроки ввода объекта. Он прогнозирует, что в будущем в строительстве будут активнее внедрять робототехнику, «Интернет вещей», дроны, системы распознавания предметов и людей. «Нужно также учитывать, что значительная часть жилого фонда будет выбывать в ближайшие годы в силу старения. Поэтому имеет смысл делать ставку не на снабжение датчиками старых домов, а на строительство новых. К примеру, предоставить право на получение кредита по более низким ставкам или на поэтапное раскрытие эскроу-счетов застройщикам, готовым оснащать свои жилые комплексы современными «умными» системами ЖКХ», — предлагает эксперт.

Задача не только для бизнеса

Вместе с тем, в Стратегии содержится и идея, которая вызвала отрицательную реакцию у большинства экспертов. Дело в том, что вкладывать бюджетные средства в реализацию положений документа не планируется, а все необходимые на это суммы авторы Стратегии решили «взять» с УК и РСО, которым предложено за свой счет устанавливать «умные» системы в домах, оцифровывать инфраструктуру и внедрять новые технологии. «На мой взгляд, решение о возложении расходов на цифровизацию непосредственно на УК и РСО во многих регионах де-факто не будет воплощено в жизнь из-за нехватки средств у данных организаций, — опасается Вениамин Голубицкий. — Разумеется, они постараются переложить расходы на потребителя, включив их в состав тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), что приведет к росту социального напряжения». По мнению девелопера, целесообразно проработать иные механизмы финансирования цифровизации, в том числе на основе государственно-частного партнерства, либо с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Дмитрий Баранов также опасается, что намерение полностью переложить оплату услуг по цифровизации исключительно на «коммунальщиков» может привести к ухудшению их экономического положения. Это спровоцирует рост тарифов на ЖКУ и негативно отразится на качестве предоставляемых услуг, возникнет риск того, что некоторые их них станут недоступными для потребителей. Поэтому необходимо пересмотреть это решение, и государство обязано помочь УК и РСО в проведении цифровизации. «Такая помощь должна быть на возвратной основе и может быть оказана в разных видах: как прямое выделение средств из бюджета и как предоставление госгарантий, различных льгот и преференций. Главное — она должна предоставляться государством на длительный срок на приемлемых условиях», — заключил Дмитрий Баранов.

ДАВИД ХУДОЯН, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ OPTIMA DEVELOPMENT:

Screenshot_1.png

«Безусловно, подобный документ необходим, так как в условиях формирования постиндустриального общества цифровизация играет значительную роль. Вероятно, по задумке авторов, единый проект для стройкомплекса и ЖКХ позволил бы увязать их развитие. Но, на мой взгляд, было бы целесообразнее разработать отдельные стратегии для каждой из них, так как общая концепция может не учитывать определенную специфику той или иной отрасли. Помимо этого, к подготовке таких документов, по моему мнению, следует активно привлекать профсообщество, что позволило бы рассмотреть ситуацию под разными углами и разработать оптимальные решения»

МАРИЯ ЛИТИНЕЦКАЯ, ПАРТНЕР КОМПАНИИ «МЕТРИУМ» (УЧАСТНИК ПАРТНЕРСКОЙ СЕТИ CBRE):

Screenshot_1.png

«Любой отрасли, безусловно, нужен долгосрочный план или стратегия развития. Технический прогресс ускоряется и одновременно усложняется, поэтому необходим программный документ с прогнозом, как двигаться к качественно новому состоянию ЖКХ и строительства. В то же время, я считаю, что необходимы отдельные стратегии для ЖКХ, строго говоря, для развития системы обслуживания существующего жилого фонда и для стройотрасли. В последнем случае программа развития в общих чертах должна отвечать на вопросы: «Как строить?», «Какие технологии применять?», «Какие внедрять технические и санитарные нормы?», «Как поддерживать и поощрять инновационную деятельность девелоперов?». В данной же стратегии виден явный перекос в пользу вопросов ЖКХ, потому что 95% предусмотренных программой средств будут направлены на цифровизацию именно этой сферы»


Теги: