Страховка для концессионера

Страховка для концессионера

Страховка для концессионера

Минимальный гарантированный доход поможет привлечь инвестиции

Реализация практически любого концессионного проекта в сфере жилищно-коммунального хозяйства сопряжена со значительными рисками. На величину планируемых доходов инвестора влияют жесткие тарифные ограничения, изменение цен, введение мер государственного регулирования, налоговые и иные новации, падение спроса на продукцию объекта и т.д. При этом не все риски являются точно прогнозируемыми, что дополнительно отпугивает инвесторов.

Подобная ситуация характерна отнюдь не только для России. Международные финансовые организации, включая Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), считают, что при существовании рисков спроса в проектах ГЧП целесообразно оказывать инвесторам государственную поддержку. Гарантии возврата вложенных средств за счет применения различных механизмов являются распространенной стандартной практикой при реализации проектов ГЧП за рубежом. Одним из таких механизмов, призванных разделить между сторонами проекта риски снижения рентабельности и повысить привлекательность проектов, является система минимального гарантированного дохода (МГД). Суть ее сводится к компенсации доходов, недополученных концессионером по не зависящим от него причинам.

В целом ряде стран данный механизм напрямую закреплен в законе и подразумевает обязательство публичной стороны (государства, муниципалитета) гарантировать доходы частных инвесторов до некоего определенного уровня. Распространенной международной практикой при использовании механизма МГД является гарантия от 60 до 85% планируемых частной стороной доходов. Это позволяет покрыть частично или полностью расходы инвестора на обслуживание, например, банковских займов, взятых на реализацию проекта.

Что касается России, то прямое описание МГД у нас имеется только для законодательства об автомобильных дорогах. Несмотря на это, механизм используется и в ряде проектов и в других областях, в том числе в ЖКХ. Отраслевое законодательство в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения предусматривает механизм учета при установлении тарифов ранее не учтенных экономически обоснованных расходов инвестора или недополученных им доходов, вызванных снижением фактической реализации товаров и услуг (полезного отпуска) по сравнению с плановой. А учет таких недополученных доходов в полном объеме может быть «растянут» органом регулирования тарифов на три года, начиная с года, в котором недополучение доходов подтверждено финансовой отчетностью.

В то же время исследование, проведенное Национальным центром ГЧП совместно с юридической фирмой LECAP и Центром прикладных исследований МГИМО, свидетельствует, что в целом российское законодательство в этих моментах содержит существенные пробелы. Как следствие, имеются различия в законодательных подходах к определению МГД, а неполнота регулирования данного института напрямую влияет на детализацию условий проектов. Попросту говоря, госорганы на местах, «выставляющие» на конкурс объекты ЖКХ, и инвестор при составлении концессионных соглашений имеют различные мнения о том, как следует компенсировать инвестору непредвиденные расходы. И даже когда стороны ГЧП договорились о едином понимании компенсационных механизмов, избежать проблем при реализации проекта не удается. Следствием законодательных пробелов и отсутствия единообразия при отражении механизма МГД в договорах является неоднозначная практика арбитражных разбирательств в спорных случаях. Так, один из судов с подачи регионального УФАС недавно посчитал, что включение в конкурсную документацию (конкурс касался как раз создания инфраструктуры по переработке и утилизации ТКО) положения об использовании МГД неправомочно. Это приводит к тому, что распространенный в странах с развитыми формами ГЧП и объективно необходимый в проектах с «неокупаемыми» инвестициями частной стороны МГД нередко рассматривается сторонами проекта (государством и инвестором) как сложный, рисковый институт. В результате в России инвесторы зачастую отказываются от проектов, так как знают, что если используют механизм МГД, это может быть неоднозначно оценено судами.

В связи с этим эксперты советуют модернизировать законодательство (в первую очередь, внести правки в Федеральный закон № 115-ФЗ) и сделать его более удобным и «безопасным» для инвесторов. В частности, предлагается определить МГД как возможное финансовое обязательство концедента (стороны, предоставляющей концессию) и указать, что МГД может быть структурирован как в составе платы концедента, так и в виде самостоятельного платежа. В свою очередь, обязательства по выплате МГД, показатели, условия и порядок расчета предложено определить в качестве существенных условий концессионного соглашения, а предельный размер МГД — в качестве критерия концессионного конкурса.


Кстати

Механизм МГД используется в концессионном соглашении по созданию комплексного межмуниципального полигона для размещения, обезвреживания и обработки ТКО для городов Нефтеюганска и Пыть-Яха ХМАО-Югры.


Справочно

Основными рисками для стабильности получения дохода от реализации товаров и услуг в проектах ГЧП в сфере ЖКХ, реализуемых посредством концессий, являются риски: — завышения в схемах водоснабжения и водоотведения прогноза нагрузки и объема реализации поставляемых (оказываемых) товаров и услуг, что влияет как на размер капитальных затрат, так и на расчет такого показателя энергосбережения и энергоэффективности, как удельный расход электрической энергии; — завышения собираемости платежей потребителей товаров и услуг, основную часть которых составляет население; — ограничения роста тарифов.