Стоило только ускориться

Стоило только ускориться

Юрий Аратовсий
За год количество жалоб россиян на качество коммунальных услуг снизилось

Специалисты Национального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) «ЖКХ Контроль» провели очередной анализ структуры обращений граждан по наиболее актуальным проблемам, связанным с состоянием жилищно-коммунального хозяйства.

Региональные центры этой общественной приемной развернуты в 77 субъектах РФ, а массовый характер тех жалоб и вопросов, с которыми туда приходят люди, лучше всяких социологических опросов говорит о том, что беспокоит население в повседневной жизни. Это тем более так, что к общественникам граждане обращаются, когда не получают должного ответа от работников управляющих компаний (УК), контрольно-надзорных органов и других структур. То есть анализ обращений в «ЖКХ Контроль» рельефно выявляет слабые места в работе разнообразных уполномоченных организаций.

Всего за III квартал этого года в регцентры поступило 7878 обращений. Из них больше всего было тех, которые касались неудовлетворительного состояния, содержания и ремонта многоквартирных домов (МКД). По этому поводу к общественникам обратились 1143 человека (14,5% от общего числа). На втором месте (12,8%) оказалась тематика начисления платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), на третьем — управление МКД в целом (11,4%), на четвертом — все, что связано с качеством ЖКУ (10%). Далее людей беспокоили: в 9,4% случаев — благоустройство придомовой территории, 8,6% — капитальный ремонт, 4,8% — обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО), а также проведение общих собраний собственников (3,9%) и вопросы, связанные с состоянием общедомового имущества (3,5%).

Как отмечает исполнительный директор «ЖКХ Контроль» Сергей Сохранов, традиционно тематика подавляющего числа обращений касается состояния МКД и качества услуг по их содержанию и ремонту. Если сравнивать данные III квартала с предшествующими показателями, то можно отметить, что в летне-осенний период 2021 года произошло увеличение количества обращений по вопросам, связанным с качеством услуг по содержанию общего имущества. Подобная тенденция весьма характерна для данного периода времени и обусловлена, в первую очередь, подготовкой к отопительному сезону. Граждане обоснованно ожидают улучшений, направленных на разрешение проблем, выявленных в доме в течение прошедшей зимы. Прирост количества обращений по данной тематике, поступивших из регионов России, в сравнении с показателями II квартала 2021 года составил порядка 20,4%. Однако если сравнивать последние цифры с аналогичным периодом 2020 года, то сейчас по этой теме было 1143 обращения, а тогда — 1677, то есть количественно таких жалоб стало меньше на 31,8%. Как считает эксперт, такая разница обусловлена спецификой периода II и III квартала 2020 года, ознаменовавшегося введением самых жестких мер, направленных на пресечение распространения COVID-19. А в текущем году летний сезон прошел заметно спокойнее: ограничения стали мягче, урегулированы вопросы проведения общих собраний, в том числе в электронной форме (в ГИС ЖКХ и региональных системах), УК также перевели значительную часть работы в онлайн-формат, к тому же многие жильцы за прошедший год научились пользоваться оплатой услуг ЖКХ с помощью мобильного телефона.

Сравнивая III кварталы 2020 и 2021 годов, стоит сказать о снижении на 12,5% количества обращений по вопросам качества оказываемых коммунальных услуг. Также падение на 19,4% наблюдается и в сравнении со II кварталом текущего года. Это во многом сопряжено с изменением сроков начала отопительного сезона в городах регионального значения за счет вхождения в отопительный период и проведения пусконаладочных работ в более ранние сроки.

Можно привести несколько примеров. В городе Самаре в 2020 году отопительный период начался для потребителей, проживающих в МКД, 28 сентября, тогда как в 2021-м тепло граждане должны были получить уже 20 сентября. Разница в городе Воронеже составила 26 дней, а именно 20 сентября 2021 года против 15 октября 2020-го, в городе Волгограде начало сезона передвинули на 10 октября, опережая график предыдущего года на два дня. Такие же изменения отмечаются и в других регионах.

Злободневной темой № 2 остается начисление платы за жилое помещение и ЖКУ. Особенно переживают россияне, когда им приходится платить за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании и использовании общего имущества. В целом доля обращений, связанных с платой за так называемые «общедомовые нужды», составляет порядка 16% от общего количества обращений по вопросам начисления платы за ЖКУ.

В блоке вопросов, находящихся на третьем месте рейтинга в сравниваемых периодах, аккумулируются проблемы, связанные с управлением МКД. И эксперты зафиксировали значительное снижение количества обращений по этим вопросам. Так, в прошедшем квартале увеличилась доля обращений в связи с деятельностью советов домов. «Такая тенденция подтверждает правильность политики государства, направленной на развитие массовой просветительской деятельности, повышение роли активных собственников и первичных ячеек общественного контроля в лице советов домов», — считает Сергей Сохранов.

Анализ также выявил заинтересованность граждан в обеспечении комфортных условий пребывания на придомовых территориях и общественных пространствах. Сейчас прирост обращений по теме благоустройства составил 2,6% в сравнении с III кварталом 2020 года. Увеличение процента обращений с 3,6% в III квартале 2020 года до 4,8% в III квартале 2021 года по вопросам оказания услуг по обращению с ТКО во многом свидетельствует о некачественной работе региональных операторов, уклонении органов местного самоуправления от решения вопросов, связанных с организацией данного процесса в пределах муниципального образования и игнорировании имеющихся проблем на уровне региона.

В целом же можно констатировать, что есть целый ряд наиболее актуальных для данного периода вопросов, требующих скорейшего разрешения. Среди них следует выделить такие, как модернизация коммунальной инфраструктуры, пересмотр системы лицензирования управляющих организаций с целью исключения возможности передачи в управление домов при наличии признаков предоставления фальсифицированных документов, оптимизация процесса выбора УК, устранение недостатков законодательства, регулирующего порядок учета коммунальных ресурсов, и многое другое.

Сергей Сохранов, исполнительный директор «ЖКХ Контроль»:

Screenshot_1.png

«Несмотря на многочисленные попытки законодателей навязать сверху новые механизмы разрешения проблем в сфере ЖКХ, многие вопросы остаются неразрешенными и требуют более системного подхода и правового регулирования. Этими проблемами новому созыву Госдумы РФ и другим ветвям власти следует заниматься в первоочередном порядке»