Сроки поджимают: многие регионы не успевают заменить изношенные лифты до момента вступления в силу техрегламента Таможенного союза

Сроки поджимают: многие регионы не успевают заменить изношенные лифты до момента вступления в силу техрегламента Таможенного союза

Сроки поджимают: многие регионы не успевают заменить изношенные лифты до момента вступления в силу техрегламента Таможенного союза Shutterstock/FOTODOM
В 2024 году в жилищно-коммунальной сфере предстоит решить немало задач. Но, пожалуй, одна из самых сложных из них связана с необходимостью ускоренной модернизации лифтового парка в многоквартирных домах (МКД). Актуальность этой проблематики будет нарастать с каждым днем. Ведь все меньше времени остается до 15 февраля 2025 года, когда, согласно требованиям технического регламента Таможенного союза (ТС), в России необходимо заменить все лифты, у которых истек срок эксплуатации. И если лифт, отработавший 25 лет, к 2025 году не будет заменен, владелец под угрозой штрафа должен прекратить его использование. Фактически на замену всех лифтов, отработавших четверть века, осталось чуть больше года, и если рассуждать рационально, вряд ли это удастся сделать. К такому выводу подталкивает простая констатация фактов, а они говорят о том, что в 2022 году в 77 регионах было заменено 14 320 лифтов на сумму 45,3 млрд рублей (на 22% меньше в количественном отношении в сравнении с 2021-м), но за 11 месяцев 2023-го количество замен составило 8 200, то есть темпы замен опять упали. Между тем, в настоящее время в регионах насчитывается почти 80 тыс. изношенных подъемных устройств с уже вышедшими сроками эксплуатации, и эта цифра потенциально занижена: в предстоящие месяцы она возрастет примерно на 20 тыс.

В 2023-2024 годах была запланирована замена 38,6 тыс. лифтов. Даже если представить, что темпы замен существенно возрастут, ожидать выполнения этой задачи не приходится. Но если план и будет выполнен, то все равно до февраля 2025 года это проблему не решит, так как останется еще примерно 43 тыс. лифтов, которые не будут соответствовать требованиям техрегламента ТС.

Как отмечает по этому поводу исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капремонта (АРОКР) Анна Мамонова, уже есть понимание, что в оставшиеся сроки вся страна точно не уложится. Поэтому на уровне исполнительных и региональных органов власти, регфондов капремонта, лифтового сообщества и жилищных организаций идет поиск путей преодоления этих сложностей. Но поскольку, по правде говоря, времени осталось в обрез, то стоит признать, что «волшебного» решения найдено не будет и придется пересмотреть график выполнения ранее взятых обязательства в рамках ТС. «Сейчас в органах власти обсуждаются эти сроки. Они могут быть продлены», — предполагает Анна Мамонова.

Независимо от того, будет принято такое решение или нет, вопрос ускоренного обновления лифтового парка в МКД требует более пристального внимания на всех уровнях. Как отмечают в АРОКР, ранее Минстрой и Минпромторг России направляли заявки на федеральные субсидии на замену лифтов, но пока соответствующего решения принято не было и, скорее всего, ожидать его в ближайшее время не приходится.

Поэтому субъектам придется самостоятельно прилагать усилия и использовать доступные им административные, финансовые и организационные рычаги. В этих целях, в частности, представляют определенный интерес механизмы факторинга и различного рода рассрочки, которые банки стали более активно предлагать в последнее время при заключении договоров на финансовое сопровождение замен лифтов.

Одно из самых слабых мест во всей этой истории — ситуация в домах со спецсчетами, где темпы модернизации парка самые низкие. Так, по данным за ноябрь прошлого года, число замен в них составило только 280 единиц. Между тем, проект ускоренного обновления парка в таких МКД был разработан Комиссией по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое России и презентован общественности еще в ноябре 2022 года. В том числе выработан ряд рекомендаций по повышению степени реализации проекта в субъектах. Практическое воплощение такой схемы на практике позволяет производить замену лифтов по фиксированной цене с возможностью оплаты 50% стоимости замены в рассрочку на срок до пяти лет. Однако внедрение этих мер в жизнь запаздывает.

«Специальные счета –– такие же полноправные участники системы капремонта, как и региональные операторы. Поэтому работы в таких домах должны быть включены и в региональную программу, и в краткосрочные планы. Также на них должны распространяться меры поддержки», –– настаивает на изменениях в политике на местах замминистра строительства и ЖКХ Алексей Ересько.

Анна ОГУРЦОВА, замдиректора Департамента стратегических проектов Минстроя России:

Анна ОГУРЦОВА.jpg

«В домах со спецсчетами расположено 143 тыс. лифтов, и уже сейчас из них с истекшим сроком эксплуатации 30 тыс. Это очень большая цифра для нашей страны. Но активность по выполнению работ по их замене значительно ниже, чем у фондов капитального ремонта»