
Большой общественный резонанс вызвала начавшаяся с 1 июля ежегодная индексация тарифов на коммунальные услуги, которая регулярно проводится на основе сформированного Министерством экономического развития России прогноза социально-экономического развития страны. О неоднозначной оценке в обществе этой процедуры свидетельствуют выступления депутатов Государственной Думы на пленарном заседании палаты 23 сентября. Тематика этих выступлений вышла за пределы одних лишь тарифов и затронула основы функционирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
Нужен системный подход
В самом начале заседания с информацией о формировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги в регионах выступил председатель Комитета ГД по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Пахомов. Он напомнил, что в среднем по стране предельная цифра роста, установленная правительством на основании прогноза Минэкономразвития, составила 11,9% в совокупности всех тарифов. При этом если согласованный правительством индекс повышения в Амурской области не превысил 8,6%, то в Пермском крае он достиг 21%.
В одних субъектах произошел взрывной рост тарифов, а в других они снижаются. По мнению Сергея Пахомова, это свидетельствует о том, что даже при государственном регулировании отрасль живет не по единым экономическим законам, а по правилам на местах. Подтверждением тому стали результаты проверок отдельных территорий, проведенных Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России, по итогам которых в целом по стране из утвержденных в регионах тарифов исключению подлежат суммы необоснованных расходов в размере 35 млрд рублей. Еще около 6 млрд рублей по результатам проверок прокуратуры признано включенными в тариф необоснованно. Кроме того, в ряде регионов не стали дожидаться проверок и пересмотрели свои решения самостоятельно.
Сергей Пахомов также обратил внимание на непрозрачность установленного роста коммунальных ресурсов в прогнозе Минэкономразвития. Так, для ресурсоснабжающих организаций рост тарифов на газ составил 21,3%, на электроэнергию — 11,6%, что автоматически, без роста иных затрат, привело к росту тарифов на тепло на 7,9% и на воду на 2,5%. При этом детали расчетов не публикуются. Причем для жителей тариф на газ установлен вдвое ниже, чем для бизнеса, а на электроэнергию — выше. Все это, по мнению руководителя профильного комитета, свидетельствует об изначально заложенном в базе дисбалансе системы.
Кроме того, он обратил внимание депутатов на то, что установленная зарплата в ЖКХ на 39% меньше, чем в других ключевых отраслях. Например, согласно тарифным решениям, сварщик в ЖКХ получает всего 40 тыс. рублей.
Глава профильного комитета уверен в том, что на величину тарифов не повлияла бюджетная поддержка. По его словам, в 2022-2025 годах на модернизацию коммунальной инфраструктуры было потрачено из федерального бюджета 424 млрд рублей, но это дало только точечный эффект для регионов по конкретным объектам и не более того. Отсюда вывод: неоднородная тарифная политика — это следствие состояния самой отрасли ЖКХ, когда тариф не стимулирует эффективность системы, а работает на латание дырявых сетей и покрытие издержек от неэффективных управленческих решений.
Поэтому Сергей Пахомов в очередной раз призвал навести порядок не только в тарифной политике, но и в самой системе ЖКХ. «Сама сфера находится между Минэком, Минстроем, Минэнерго и ФАС, и при этом в полномочиях регионов. То есть одни отвечают за прогноз, другие — за тариф, третьи — за состояние системы, четвертые их контролируют. За результат в итоге никто официально не отвечает», — констатировал глава комитета ГД.
Кто виноват и что делать?
Депутаты, согласно прежде достигнутой договоренности, ограничились информацией по доложенному Сергеем Пахомовым вопросу и не стали обсуждать его. Тем не менее, некоторые из них все-таки высказали ряд существенных соображений.
Модератор заседания председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил о необходимости усиления парламентского контроля за вопросами, связанными с тарифами в регионах. Он подчеркнул, что следует наводить порядок в сфере концессий во всем, что связано с подачей тепла и воды. Спикер отметил, что государственные компании в сфере водообеспечения и теплоснабжения в Москве, Санкт-Петербурге и Казани работают эффективно, рентабельно и под контролем. А вот когда концессионеры выше всего ставят вопрос прибыли, это, по мнению Вячеслава Володина, ни к чему хорошему не приводит. «Поэтому должна быть прозрачность, должна быть ответственность концессионеров, потому что сама эта тема очень и очень ответственная — обеспечение теплом наших граждан, тем более наша страна вступает сейчас в отопительный сезон. И здесь давайте мы, со своей стороны, не будем созерцателями происходящих процессов», — призвал председатель Госдумы.
Он считает, что более активную позицию должен занять не только профильный комитет Госдумы, но и комитеты по защите конкуренции и контролю. «Были заданы одни параметры, а оказалось, что установили тарифы в разы больше, что недопустимо. Люди не должны страдать от решений, которые находятся вне правового поля. Надо сделать все для того, чтобы все руководствовались нормами закона, а не желанием содрать с бабушек и дедушек побольше себе в карман. Давайте здесь тоже наводить порядок», — напутствовал коллег Вячеслав Володин.
Впрочем, выступивший по порядку ведения заседания депутат Николай Коломейцев заявил, что необходимо получить информацию по этому вопросу не в общем и в целом, а конкретно. По его мнению, проблема состоит в том, что Минфин заставляет глубоко дотационные субъекты, у которых нет денег, повышать тарифы, чтобы они пополняли бюджет.
Выйти из «слепой» зоны
Более детально на вопросе о состоянии ЖКХ остановился первый заместитель руководителя фракции ЛДПР Станислав Наумов, выступивший в числе представителей других фракций. Он напомнил, что объявленный правительством рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2025 году не должен был превысить 12%, но на деле, по данным фракции ЛДПР, средний показатель роста тарифов ЖКХ составил более 16%, а в Чувашии, Мордовии, Удмуртии и Пензе — почти 40%. Причем этот рост объясняется не только инфляцией и критическим состоянием коммунальных сетей. «Острота ситуации с ростом тарифов на коммунальные услуги и с самим состоянием коммунальной инфраструктуры является проявлением системных проблем в управлении», — заявил вслед за коллегами представитель ЛДПР.
По его словам, за счет повышения тарифов оборот отрасли ЖКХ в 2022 году возрос до 3,71 трлн рублей, одна ко за 2023 и 2024 годы данные отсутствуют. Депутат уверен, что необходимо заставить официальные органы власти предоставлять актуальную информацию о доле ЖКХ в ВВП страны, учитывая, что в совокупности со строительством она составляет 13% от ВВП.
«Отсутствие раздельной отчетности является одним из признаков того, что отрасль, которая непосредственно влияет на настроение и на качество жизни наших граждан, находится в «слепой» зоне административной и управленческой деятельности», — заявил Станислав Наумов. Он отметил, что в структуре аппарата правительства нет специализированного департамента, курирующего ЖКХ, а в большинстве регионов — профильных региональных министерств ЖКХ.
Руководство ЛДПР считает, что поскольку сейчас отрасль ЖКХ регулируется несколькими ведомствами и не в интересах потребителей, необходимо создать отдельное федеральное ведомство. «Такое ведомство должно обеспечить контроль за исполнением инвестиционных программ по модернизации коммунальной структуры, включиться в формирование обоснованной тарифной политики, не допускающей резкого роста тарифов, обеспечивая их своевременную и социально приемлемую корректировку», — заявил Станислав Наумов.
По его мнению, создание единого института обеспечит выход ЖКХ из «слепой» зоны государственного администрирования. «Результатом станут оздоровление отрасли ЖКХ, существенное увеличение ее доли в ВВП страны, значительный рост налоговых отчислений как от предприятий отрасли, так и от смежных предприятий, запуск масштабной контролируемой модернизации коммунальной инфраструктуры», — уверен представитель фракции ЛДПР, которая предлагает рассмотреть эти вопросы в рамках текущей осенней сессии.
Номер публикации: №36 03.10.2025