Сфера особого внимания: проблемы ЖКХ должны решаться на постоянной основе

Сфера особого внимания: проблемы ЖКХ должны решаться на постоянной основе

Сфера особого внимания: проблемы ЖКХ должны решаться на постоянной основе Shutterstock/FOTODOM
Большой интерес журналистов вызвала состоявшаяся на днях пресс-конференция заместителя председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александра Высокинского, посвященная законодательным аспектам в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Сенатор обстоятельно ответил на заданные ему вопросы, большинство которых касалось ЖКХ.

Все начинается с кадров

Отвечая на вопрос о мерах по повышению привлекательности работы в сфере ЖКХ, Александр Высокинский начал с того, что эта сфера обладает двумя очень важными характеристиками, о которых обычно мало говорят. С одной стороны, она обеспечивает качество жизни граждан. В этой связи сенатор напомнил, что в соответствии с задачами, которые ставит президент страны, главный критерий эффективности работы всех органов государственной власти — это повышение качества жизни, а в параметры качества жизни, естественно, входят параметры мест проживания. С другой стороны, эта сфера находится под полным государственным регулированием.

Сейчас, когда все осознали значимость строителей и представителей других специальностей, в сфере ЖКХ образовался дефицит кадров. Если он сохранится, то на прежнем уровне останется и качество обслуживания, которое не во всем соответствует необходимым параметрам. И не удивительно, ведь далеко не все граждане сегодня в состоянии платить по 180 рублей за обслуживание одного квадратного метра, как это происходит в дорогих жилищных комплексах.

Найти решение вопроса непросто. Когда мы приходим домой, нам кажется, что предоставление коммунальных услуг происходит само собой: нажал на выключатель — свет появился, открыл кран — вода полилась. А что за нее платить? Она же и так льется! В том, что это далеко не так, убеждает анализ, который сделали сенаторы. Оказалось, что на сегодня один кубометр воды в ЖКХ стоит ровно столько, сколько один литр питьевой воды в магазине. То есть тонна очищенной и доставленной в квартиру потребителю воды стоит столько же, сколько один литр питьевой воды в емкости, которую он может приобрести в торговой сети. Однако, как считает сенатор, вода из-под крана не должна быть дороже, потому что платежеспособность населения ограничена. Все это влияет на фонд заработной платы организаций в сфере ЖКХ и на возможность управляющих организаций устанавливать те или иные льготы.

Александр Высокинский напомнил, что в Советском Союзе решением кадровых проблем в ЖКХ занималось отдельное министерство, а подготовкой кадров — профильные вузы. Тем, кто приходил в тот период времени в сферу ЖКХ, предоставлялась квартира: отработал 15 лет — и она твоя. Сейчас такой практики уже нет, и сенатор считает, что необходимо разработать комплекс эффективных мер, которые будут стимулировать приход квалифицированных кадров в эту сферу.

Индивидуальный подход

Не менее острым оказался и вопрос об очередной индексации тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Журналисты поинтересовались, будет ли ФАС следить за аппетитами региональных чиновников, и как это законодательно будет регулироваться?

В связи с этим Александр Высокинский прежде всего отметил, что те или иные ставки на территории субъектов РФ устанавливают региональные энергетические комиссии. Федеральная антимонопольная служба регулирует методологию всей этой работы с тем, чтобы коллеги из регионов не выходили за рамки установленных правил. Безусловно, ФАС будет осуществлять этот контроль и впредь.

Затем сенатор подчеркнул, что несмотря на то, что система ЖКХ находится под государственным регулированием, она работает в рыночной экономике. Поэтому затраты на содержание того или иного дома и выработку тепла, проблема неплатежей, когда граждане по тем или иным причинам либо не платят вообще, либо платят не вовремя, приводят к дисбалансу.

Особо сенатор остановился на ситуации, сложившейся в регионах, в которых своевременно тарифы не регулируются или регулируются ниже тех ставок, которые необходимы в связи с инфляцией. Когда продолжать это делать уже невозможно, потому что в экономике сферы ЖКХ образуется большой дисбаланс, регион должен либо компенсировать образовавшуюся разницу своими деньгами, либо увеличивать тарифы. Этим и объясняется их резкий, иногда лавинообразный рост. И с каждым из этих случаев, по словам сенатора, надо разбираться.

Александр Высокинский также отметил, что у каждого региона нашей страны есть своя специфика. В одних регионах отопительный сезон начинается в августе, а в большинстве других в конце сентября, и продолжается он у кого-то до 1 мая, а где-то до 15 июня. Эту специфику, конечно, надо учитывать, но при этом очень четко отслеживать следующий момент: субсидии, которые предоставляются на ЖКХ, должны быть адресными. По мнению сенатора, не нужно бояться абсолютного роста тарифов, а надо больше работать над тем, чтобы те граждане, которым эти тарифы не по карману, получали адресные субсидии. Он считает неправильной практику, когда регион компенсирует эти затраты за всех граждан, и вместо того, чтобы строить дороги, школы и другие объекты социальной сферы, отдает деньги на общую субсидию для всех. По мнению Александра Высокинского, надо увеличить количество индивидуальных субсидий и сделать этот процесс менее забюрократизированным.

Главное — система

Ни для кого не секрет, что для многих граждан остро стоит вопрос о том, как добраться до своей квартиры с первого на верхний этаж, поэтому теме эксплуатации лифтов участники пресс-конференции уделили особое внимание. Александр Высокинский подчеркнул, что лифт — это очень сложный подъемно-транспортный механизм, который всю свою жизнь работает без оператора. В кабинах подъемных кранов на стройках сидят машинисты, за работой подъемников в больницах следят операторы, а лифт всегда трудится сам по себе. Однако тариф за обслуживание этого механизма, от надежности эксплуатации которого напрямую зависит жизнь граждан, невелик.

Кроме того, большое количество лифтов на сегодня выработало свой 25-летний ресурс, и они должны быть заменены в ближайшие пять лет. Эту работу затрудняет отсутствие системы в поставке, установке и последующем гарантийном обслуживании лифтов. Для наглядности сенатор привел в пример автомобильный рынок. Будущие автовладельцы покупают автомобиль не на заводе, а у официального представителя завода, который обеспечивает им гарантийное обслуживание и постгарантийное обслуживание, доставку запчастей. Причем это будут делать специалисты, сертифицированные заводом. В то же время, заводы, производяещие лифты, дают на них гарантию всего на один год, а в конкурсах на установку лифтов участвуют организации, которые формально не являются официальными представителями завода. Александр Высокинский отметил, что в конкурсах должны принимать участие авторизованные представители заводов, причем их должно быть несколько, чтобы они конкурировали между собой. Кроме того, сенатор считает, что при замене лифтов не стоит менять без необходимости направляющие в лифтовых шахтах, что имеет место при недобросовестной конкуренции.

Александр Высокинский также подчеркнул, что ситуация с заменой лифтов находится на постоянном контроле сенаторов. При этом он обратил внимание, что в соответствующих региональных программах, рассчитанных на пять лет, из-за нехватки средств основное выполнение работ нередко откладывается на последние два года. При таком подходе участники программ будут загружены неравномерно и могут не справиться с поставленными перед ними задачами

Александр ВЫСОКИНСКИЙ, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:

Александр ВЫСОКИНСКИЙ.jpg

«Сфера ЖКХ — это та сфера, которая обеспечивает качество жизни»