«Вместе с коллегами мы обсудили проект подготовленного перечня наших предложений по модернизации системы ЖКХ. В итоговом документе пока оставили 28 позиций», — заявил Сергей Пахомов. По его словам, многое из включенного в проект уже находится на различных стадиях реализации. И теперь по каждому пункту есть и ответственный, и сроки. Они сжатые по всем вопросам: это либо 2024-й, либо начало 2025 года.
«Есть также интересные предложения по концессионным соглашениям, по полномочиям субъектов и органов местного самоуправления и ответственности за их реализацию, их доработаем в течение месяца с профильными комитетами», — добавил Сергей Пахомов.
Предполагается, что вскоре все предложения законодателей будут включены в итоговый документ и «в рабочем режиме» обсуждены с профильными министерствами и ведомствами. «Затем документ отправится в правительство в качестве наших рекомендаций», — заключил Сергей Пахомов.
Фактически речь идет о создании «дорожной карты» для ЖКХ. Как рассказала «Стройгазете» заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, ее предварительный вариант готовился на базе Экспертного совета Комитета, в который специально для этой задачи были введены дополнительные члены — представители бизнеса. Но пока, по ее мнению, находящийся в разработке документ «довольно сырой, представляет из себя набор разрозненных мероприятий в разных сферах». В частности, в нем недостаточно прописаны те глобальные цели и стратегические задачи, которые предложенные мероприятия должны решить.
«Например, в сфере управления МКД, капитального ремонта сегодня существует много принципиальных развилок, главная из которых — продолжать ли усиливать государственное регулирование или повышать ответственность собственников, передавая им полномочия? На мой взгляд, без ответа на эти принципиальные вопросы невозможно сформулировать конкретные решения. Однако такие вопросы рабочая группа не обсуждала», — сожалеет Светлана Разворотнева.
В целом она отметила неоднородность выдвинутых депутатами инициатив. Есть пункты с крайне размытыми формулировками, например, «Разработать механизм по совершенствованию регуляторных соглашений в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения» или «Разработать и утвердить комплексную программу модернизации жилищно-коммунального хозяйства».
Есть пункты, содержащие абсолютно конкретные технологические решения. Например, «Разработать и утвердить нормативно-правовой акт по определению и применению норматива на подогрев в расчетах за услугу горячего водоснабжения». Или пункт «Подготовить проект постановления, которым ресурсоснабжающая организация будет наделена правом принимать участие в осмотрах инженерного оборудования и автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, а также осуществлять технический контроль за их содержанием».
Есть пункты, реализация которых потребует значительного времени, но имеются и те, что уже фактически реализуются. «Например, таков пункт «Представить предложения по установлению возможности использовать исполнительную надпись нотариуса для взыскания задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг» — соответствующий законопроект уже внесен нами в Думу», — уточнила Светлана Разворотнева.
В целом, как считает законодатель, документ требует существенной доработки и имеющиеся в нем предложения необходимо объединить в несколько крупных блоков. Например, провести систематизацию предложенных пунктов «дорожной карты», разделив ее на разделы, отражающие поставленные цели: повышение качества эксплуатации многоквартирных домов, качественное обеспечение коммунальными ресурсами, повышение эффективности градостроительных планов и качества строительства. Причем в каждом разделе должны быть стратегические задачи и мероприятия по их достижению. И, конечно, необходимо усиливать блоки, связанные с защитой прав потребителей ЖКУ, собственников помещений в МКД, подытожила Светлана Разворотнева.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева:
«Очень важно создать реальные стимулы для местных и региональных властей по решению проблем ЖКХ на местах. Как заметил на одном из заседаний нашего комитета Марат Хуснуллин, у регионов достаточно полномочий, чтобы навести порядок в ЖКХ, однако не все эти возможности используют. И это означает, что оценка деятельности губернаторов должна напрямую зависеть от результатов работы в этой сфере. Одновременно необходимо ликвидировать все те ограничения, которые мешают региональным и местным руководителям эффективно выполнять эти задачи»
Номер публикации: №31 16.08.2024