В настоящее время в субъектах работает 184 региональных оператора, оказывающих услуги по вывозу мусора. По мнению участников обсуждения, необходимо усилить контроль за деятельностью этих компаний, одновременно нуждаются в корректировке механизмы, в рамках которых они осуществляют свои функции. Как отметил глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов, как правило, менее качественно работают частные фирмы по вывозу ТКО, но воздействовать на них сложнее, чем на муниципальные предприятия: частников непросто лишить статуса или расторгнуть с ними договор, а взимание штрафов с компаний-нарушителей не всегда является действенной санкцией.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Олег Кувшинников констатировал, что во многих населенных пунктах процесс вывоза мусора организован плохо. Это происходит из-за того, что в него вовлечены регоператор, муниципалитеты, ТСЖ и ЖСК и другие структуры, действия которых не согласованы между собой. В результате содержимое контейнеров вывозит одна организация, на площадке убирает другая, за ее пределами — третья. Поэтому для наведения порядка нужно внедрять подход, когда есть единый ответственный за чистоту на контейнерной площадке, и им должен быть региональный оператор, который бы не только вывозил мусор из контейнеров, но и убирал навалы на площадке и за ее пределами.
Конечно, сразу же возникает вопрос: есть ли у этих компаний дополнительные материальные и временные ресурсы для выполнения всех соответствующих функций? Не секрет, что действующие расценки на вывоз ТКО не позволяют регоператорам осуществлять свою деятельность с достаточной рентабельностью, из-за чего они имеют проблемы с наймом персонала и закупками техники. Поэтому многим из них нужна помощь регионов. В отдельных субъектах меры поддержки реализуются. В частности, власти Приморского края намерены закупить не менее 70 единиц спецтехники по вывозу мусора. Как сообщил местный министр ЖКХ Алексей Першин, в этом году на такие цели будет направлено 400 млн рублей.
Требуют внимания и другие аспекты. В частности, необходимо пересмотреть, сделав их более гибкими, нормативы по вывозу мусора, что позволит не допускать его скопления. Поможет делу и цифровизация системы учета и контроля мест складирования отходов. «Кроме перехода от бумажного ведения реестров к электронному предлагаем внести в них все используемые регоператором места накопления отходов, включая отдельные контейнеры. Только так мы сможем получить корректные цифры по дефициту мест накопления отходов и, как следствие, составить актуальные дорожные карты по исправлению ситуации», — считает гендиректор Российского экологического оператора Денис Буцаев.
Павел СКЛЯНЧУК, эксперт направления «Народный фронт. Аналитика»:
«Субъекты РФ не могут расторгнуть договор с региональным оператором и заменить его на нового в основном из-за того, что это неконкурентный рынок. Действующая система административных штрафов не помогает возмещать нанесенный ущерб, поэтому надо вводить внесудебные механизмы урегулирования споров»
Номер публикации: №41 25.10.2024