Сергей Владимирович, как вы оцениваете достижения лифтостроителей за 2024 год? Как сегодня себя чувствует отрасль?
Я бы оценил их на четверку. И нам, конечно, хотелось бы, чтобы больше внимания уделялось развитию отечественного лифтостроения, в том числе качеству и дизайну продукции, производству лебедок, редукторов и других основных узлов, из которых состоят современные лифты. Сейчас к нам на рынок заходит много китайских и турецких производителей, что само по себе не так уж и плохо. Но, напомню, мы много лет были в дружеских отношениях с западными партнерами, а затем эти компании с нашего рынка ушли и в результате возникли сложности с поставками запчастей и установкой программного обеспечения на их продукцию. Отчасти они решены с помощью параллельного импорта. Мы сейчас живем в таких условиях, когда зачастую у иностранных производителей имеется возможность отключить многие виды оборудования удаленно из-за рубежа буквально одним кликом. Не хотелось бы допускать таких рисков с продукцией из любых стран, какие бы сейчас с ними дружественные отношения ни были. Поэтому иностранные производители, приходящие на наш рынок, должны как минимум организовывать здесь склады с запчастями и передавать программное обеспечение и коды от него, иначе мы можем оказаться в ситуации, когда в домах, офисах и торговых центрах встанут не только старые, но и многие новые импортные лифты.
Наверно, это дополнительный аргумент в пользу развития отечественного лифтостроения?
Нам необходимо обеспечить промышленную безопасность. Многие наши лифты, особенно в эконом-классе, ничуть не хуже иностранных, хотя иногда проигрывают им в дизайне, скорости или в цене. Но мы все равно говорим застройщикам, чтобы они, что называется, «играли вдолгую» и отдавали приоритет отечественной продукции, чтобы во второй раз не наступить на те же грабли и не остаться без запчастей от импортных лифтов. А мы должны помогать лифтовой отрасли, обеспечивать ее законодательную поддержку. Самое главное сейчас — не только произвести нужное количество подъемных механизмов, но и обеспечить их своевременную установку и качественное обслуживание.
Как реализуются задачи по обновлению лифтового парка?
Вопрос о своевременной замене старых лифтов в МКД недавно в очередной раз был поднят главой правительства, и сегодня эта тема является главной. Мы четко понимаем: то количество лифтов, которое уже подлежит замене, и то, которое добавится и нужно будет заменить до 2030 года, наши заводы произвести способны.
В рамках обеспечения этой задачи мы требуем от властей регионов, чтобы они прописали в программах необходимое число замен: у каждого субъекта должно быть четкое понимание их количества и сроков. Это поможет распределить объемы заказов по нашим шести основным заводам и более мелким производителям, чтобы они могли планировать свою работу.
Больше сложностей возникает с монтажом новых лифтов. В 2021 году самый простой и дешевый лифт грузоподъемностью 430 кг стоил 900 тыс. рублей, его монтаж — 550-600 тыс. Сегодня он стоит в зависимости от комплектации 1,4-1,5 млн рублей, а демонтаж старого подъемника с последующей установкой нового лифта в МКД подорожал до 1,3-1,4 млн рублей. Конечно, у монтажников непростая профессия: когда идет замена лифта в МКД, то у каждого второго жильца есть свое мнение по этому вопросу. Поэтому монтажники не готовы работать задешево, их заработки за последние годы выросли двукратно. Тем не менее, чтобы изготовить лифт, нужно произвести огромные инвестиции, организовать производство, нанять инженеров и другой персонал, потратить много труда, тогда как работы по установке нового лифта способны осуществить три человека. Поэтому то, что стоимость монтажа лифта сравнялась с его ценой — это не вполне нормально.
В чем причины такого перекоса?
Сложившаяся ситуация является следствием повсеместной нехватки монтажников. Например, в Самарской области нужно заменить 6 тысяч лифтов, и несколько заводов их суммарно могут произвести и поставить, но никто в течение года в этом регионе лифты в таком количестве смонтировать не сможет. Показательно, что мы прекрасно знаем названия основных российских производителей лифтов, но названия монтажных компаний нам абсолютно не известны. То есть заводы работают, производят продукцию и отвечают за ее качество в течение гарантийного срока, а монтажных компаний, которые бы установили лифт в доме и потом пять лет несли за него ответственность, — просто нет.
Как был устроен этот рынок в 2024 году? Основными игроками, которые торговались за контракты по установке лифтов, были монтажные компании, представители которых, выиграв торги, бежали на заводы-изготовители и покупали дешевые лифты. Соответственно, основная тенденция на рынке по всей стране состояла в том, чтобы изготовить как можно более дешевые лифты и затем подороже продать монтажные работы. Из-за этого наши российские лифты граждане воспринимают как нечто совсем дешевое и некачественное, хотя это не так.
Считаю, надо выстроить отношения аналогично тому, как они установлены с управляющими компаниями (УК), которые, когда «заходят» в дом, то торгуются в рамках тарифа по еще каким-то услугам. Сейчас в рамках закона №44-ФЗ идет торговля за то, кто дешевле сделает лифт, а я предлагаю установить определенные параметры и минимальную цену лифта, ниже которой он не может быть закуплен, и дальше торговаться за то, какой из заводов добавит в предложенную модель дополнительные опции. Это будет заводы подталкивать к тому, чтобы не упрощать продукцию, а совершенствовать ее и делать более инновационной.
Кроме того, сейчас все уже согласны с тем, что завод-изготовитель, монтажные и специализированные обслуживающие компании должны быть между собой связаны в рамках единой системы дилерства и дистрибьютерства: сейчас эксплуатирующие компании не знают, сколько по времени они будут обсуживать лифт в доме, и поэтому не вкладываются в свою работу или переводят лифты на технический режим и замедляют их ход, что снижает качество жизни граждан. Должна быть единая интеграция с момента изготовления лифта и в течение всего его жизненного цикла, что поможет соблюдать заводскую гарантию. При этом нельзя допустить монополизации и необоснованных тарифов на обслуживание лифтов, все расценки должны согласовываться в Тарифном комитете.
Проблема также в том, что к компаниям, которые обслуживают 5 или 5 тыс. лифтов, предъявляются одинаковые требования по количеству технического персонала, наличию складских помещений и т. д. Закон №44-ФЗ эти вопросы не регулирует, поэтому за обслуживающими компаниями никакого контроля сейчас нет. Они на аукционах предлагают свои услуги за копейки, а потом не могут обеспечить механиков достойной оплатой и даже не пытаются нормально обслуживать лифты. Из-за этого стоимость обслуживания лифта в доме обходится в расчете на одну квартиру по цене порции мороженого. Это в корне неверно, поэтому мы подготовили законопроект, определяющий четкие критерии установки и обслуживания лифтов в МКД. Мы хотим наделить Минстрой правом разработки системы таких критериев и требований для обслуживающих компаний. Совместно с министерством уже ведем большую работу по обновлению хронометража, формированию ведомости техработ и другим моментам по каждому виду техобслуживания. Это в итоге позволит прийти к созданию адекватной методики стоимости техобслуживания, поможет избежать ситуаций, когда УК умышленно оставляют в своем распоряжении большую часть расходов на эксплуатацию лифтов, а сами заключают с обслуживающими компаниями договора без всяких аукционов и по внутренним тендерам по очень низким ценам.
Это ведь напрямую влияет на безопасность эксплуатации лифта в доме?
Да, газ и лифты — это потенциально самые опасные системы в доме, обеспечение их нормальной работы отмечено как приоритетное в Жилкодексе. По газу уже есть очень жесткие критерии, деньги за обслуживание газового оборудования платятся напрямую только специализированным организациям из реестра и с них очень жесткий спрос. По обслуживанию лифтов также надо выстроить аналогичный правильный порядок, мы этим занимаемся и добьемся необходимого результата.
В рамках решения этих вопросов предстоит очень много работы. Но, возвращаясь к теме достижений за последнее время, не могу не отметить, что наконец-то все имеющие отношение к лифтовой отрасли начали смотреть в одном направлении, производственники, монтажники и эксплуатанты научились слышать друг друга. Также важно, что при поддержке Комитета стартовали изменения в Жилищном кодексе, которые помогут развитию лифтостроения.
Кадров в лифтовом сервисе не хватает. Как с этим быть?
Еще несколько лет назад в этой сфере работало много граждан из стран ЕврАзЭС, затем часть из них уехала из-за пандемии, часть перешла на предприятия ВПК. Поэтому мы сегодня должны организовать подготовку кадров по этой профессии в вузах, центрах компетенций и учебных центрах. Возможности для этого есть, например, мы уже договорились о подготовке таких специалистов на базе НИУ МГСУ. Есть и условия для рекламы этой профессии, так как заработки в ней составляют на сегодня не меньше 150 тысяч рублей в месяц, учиться по ней не больше года, а объемы замен (необходимо ежегодно менять в МКД не менее 24 тыс. лифтов) гарантированно обеспечат загрузку монтажников работой до 2030 года и далее. Мы с лифтовиками подсчитаем необходимое число новых кадров по этой профессии; такая информация необходима вузам, чтобы распланировать квоты приема абитуриентов и учебный процесс.
Можно взглянуть и на опыт Китая, который успешно развил многие отрасли промышленности, включая лифтостроение, путем привлечения топовых специалистов из ведущих мировых компаний. Возможно, нам тоже стоит задуматься о подобной программе.
Есть ли у регионов финансовые возможности для осуществления необходимого количества замен лифтов до 2030 года?
Сегодня многие регионы не могут рассчитаться по рассрочкам по кредитам, выданным под замены лифтов, фактически выплачивают вторую их стоимость и кормят таким образом банки. Поэтому мы и говорим о необходимости составления четких программ замены лифтов, о популяризации и субсидировании факторинга, так как его использование выгоднее применения кредитных механизмов. Плюс сегодня у субъектов есть возможность использовать для этих целей несписанные бюджетные задолженности.
Интересен опыт Москвы, где реализуется концепция офсетных и 10-летних спецконтрактов на замену лифтов, когда заводы под гарантии города вкладывают инвестиции в производство, взамен получая оговоренные объемы заказов на продукцию. Конечно, не все регионы готовы брать на себя такие обязательства, но есть субъекты, где такой подход может быть реализован.
Вообще, я считаю, что главное — дать регионам эффективный набор инструментов, чтобы они могли выбирать, что им конкретно нужно, они лучше знают какие именно инструменты им подходят.
Для ускоренного обновления лифтового парка в МКД потребуется модифицировать систему капремонта?
Да, есть наработки, например, действующая методика периодизации видов работ по капремонту. Но она очень расплывчатая, за шесть лет с момента утверждения не актуализировалась, и регионам, по сути, нечем сегодня руководствоваться. Этот вопрос поставлен на контроль и решается.
Минстроем будут даны рекомендации регионам по методологии расчета расходов жильцов в зависимости от наличия лифта в доме. Также согласовано, что когда в домах со спецсчетами лифты отработали гарантийный срок, то в таких МКД какие-либо виды работ могут быть согласованы только при условии замены подъемника, а домам со спецсчетами, в которых проблема обновления лифтового парка стоит наиболее остро, будет уделено особое внимание.
Но хотел бы подчеркнуть: все эти вопросы нужно решать применительно к ситуации в каждом отдельном регионе. Например, была озвучена цифра: в стране на спецсчетах лежит 260 млрд рублей. Но есть субъекты, где значительные средства у спецсчетчиков действительно лежат, и у них денег даже больше, чем у регоператоров, но там и проблем с заменами лифтов нет, а есть 8 регионов, где ситуация с заменой лифтов критическая и денег на спецсчетах нет. Особенно это относится к Самарской области. Надо внутри проблемных субъектов предложить эффективные инструменты взаимодействия между фондами капремонта и домами со спецсчетами. Хотя в Жилкодексе зафиксирована позиция, что поддержка при капремонте должна обеспечиваться в равной степени независимо от формы накопления средств, но именно в проблемных регионах надо в первую очередь прорабатывать вопросы поддержки факторинговых программ и других инструментов, а также вести прицельную работу с каждым конкретным спецсчетом, чтобы помочь жителям такого дома поменять лифт.
Да и вообще в сфере капремонта нужно применять правильный комплексный подход. Мы в Комитете проанализировали ситуацию и выяснили, что в 2024 году 3 млрд рублей было израсходовано на ремонт в домах, которые вскоре были признаны аварийными, то есть средства из Фонда капремонта были потрачены впустую из-за того, что нет гармонии между программами комплексного развития территорий (КРТ) и капремонта. Это недопустимо, данные программы должны быть гармонизированы и реализовываться в рамках единой градостроительной политики.
Все большее значение приобретает цифровизация всех производственных и экономических процессов. Как эта тема продвигается применительно к лифтовой отрасли?
Комитет этим много занимается, и по цифровизации в этом году предстоит провести большую работу, создать цифровую систему, с помощью которой видно, что происходит с каждым лифтом. Пока есть только реестр Ростехнадзора, в который информация по лифтам внесена только с этого года, и она расходится с той статистикой, которую дает Минстрой. Министерство считает, что сегодня в МКД эксплуатируется 550 тыс. лифтов, а Ростехнадзор полагает, что не менее 700 тыс. лифтов работает в домах, на предприятиях, в школах, торговых центрах и других местах.
Мы пытаемся сформировать цифровую статистическую модель по лифтам. В Московской области такая система уже создана, мы через УК и обслуживающие компании собрали все данные о лифтах в Одинцове и Красногорске, на этой пилотной системе отработаем все технические моменты и связки всех акторов, которые участвуют в жизни лифтов, и покажем всем заинтересованным игрокам, как она должна работать. Вскоре мы ознакомим с этой системой Ростехнадзор, Минстрой и Минпромторг, добавим их аналитику, учтем пожелания, а затем масштабируем систему на всю Россию с тем, чтобы в нее вносилась информация и такими сведениями можно было воспользоваться. В целом, мы идем к тому, чтобы владельцы всех без исключения лифтов вносили данные о них в эту систему.
Кроме того, эта платформа станет первым шагом на пути к введению утильсбора. Мы уже с Минпромторгом прорабатываем эту тему и хотим ввести утилизационный сбор при ввозе иностранного лифта — подобно тому, как это работает при импорте автомобилей. Сейчас, когда иномарка въезжает на таможню, это отображается в системе, а для лифта нет никакой системы, в которой можно зафиксировать начало его эксплуатации. Нет и документов, кроме монтажной декларации, которая, увы, не дает комплексного видения «жизни» лифта. Поэтому введение нашей системы, наличие в ней электронного паспорта лифта, даст точку отсчета для взимания утильсбора, если лифтовое оборудование ввезено из-за рубежа.
Цифровизация улучшит систему ремонта?
Да, получив полную информацию о жизненном цикле лифта, мы сможем прийти к тому, чтобы он ремонтировался не с момента поломки, а до него, то есть организовать систему профилактического ремонта. Этому также поможет формирование системы сбора телеметрической информации, данные в которой будут диспетчеризироваться в постоянном режиме. Так мы сможем не менять полностью старые лифты на новые, а постоянно их модернизировать по мере необходимости. Ведь цифра в 25 лет службы, которая зафиксирована в ГОСТе, не имеет обоснований и была установлена давно. А если предупредительно ремонтировать и модернизировать лифт, то он сможет прослужить гораздо дольше.
Кроме того, сбор информации в пилотной системе в Подмосковье уже позволил выявить основные проблемы при ремонтах и определить, насколько качественно работают различные обслуживающие компании. Так, если есть повторная заявка на ремонт одного и того же лифта, значит, ремонтники что-то недоработали. Есть компании, у которых почти нет повторяющихся заявок, и есть те, у которых их много. Таким образом, можно выстроить рейтинг эксплуатирующих организаций и допускать к работам только лучших, причем в системе будут отображаться и все сведения о сотрудниках, их квалификации и допусках к работам. Мы уйдем от ситуаций, когда один и тот же сотрудник работает в 10 компаниях, что запрещено законодательством, и ни в какой из них никто ни за что не отвечает. Будут выстроены учет кадрового, материально-технического оснащения компаний и взаимосвязь между этими параметрами и объемами работ, которые они на себя берут, станет ясно, кто отвечает за обслуживание конкретного лифта. Считаю, что когда мы сформируем эту систему в масштабе страны, это будет революционная история для отрасли.
Сейчас на рынке строительства царит определенная вольница, и это нередко усложняет установку лифтов, особенно импортных.
Нам необходимо ввести стандартизацию лифтных шахт и самих лифтов. Эти стандарты должны строго соблюдаться проектантами и поставщиками, чтобы не допускать ситуаций, когда приходится переделывать шахты и приспосабливать их под нестандартные импортные механизмы. Недопустимо, чтобы из-за разницы в 2 см приходилось переделывать шахту. Лифтовики должны конкурировать между собой не габаритами шахт, а функционалом лифтов и техническими качествами оборудования. Здесь также есть много вопросов, решение которых поможет упростить дальнейшую эксплуатацию и замену лифтов, снизит затраты при строительстве. Комитет предложил Минстрою рассмотреть проблемы в сфере стандартизации шахт и лифтов и наметить пути их решения.
Вообще в сфере стандартизации и проектирования, так же как и в вопросах целевой подготовки кадров, есть опыт советского времени, и лучшее из него мы будем возвращать, адаптировать к современным условиям и использовать.
В целях защиты внутреннего рынка есть идея — ввести по аналогии с автомобильной промышленностью утилизационный сбор для импортных лифтов. А в законе о перечне требований к специализированным обслуживающим компаниям будет содержаться пункт о необходимости иметь минимальный складской запас запчастей и комплектующих тем производителям и импортерам, которые расположены далеко от рынка сбыта своей продукции.
Это также защитит российских производителей, так как эксплуатационные компании постараются выбирать лифты тех изготовителей, которым не обязательно иметь свой складской запас. Это все входит в тот круг вопросов, которыми Комитет будет заниматься в этом году?
Да, предстоит много работы и в сфере технического обслуживания, и в диспетчеризации, и в других областях. Многое предстоит сделать в рамках обновления Жилищного кодекса, необходимо ввести эффективные расценки на работы по обслуживанию лифтов, которые позволят компаниям их качественно ремонтировать. Уверен, что мы успешно решим большинство проблем, препятствующих развитию лифтовой отрасли.
Номер публикации: №03 31.01.2025