Против тайного слива: как упорядочить утилизацию жидких бытовых отходов

Против тайного слива: как упорядочить утилизацию жидких бытовых отходов

Против тайного слива: как упорядочить утилизацию жидких бытовых отходов Shutterstock/FOTODOM
Необъятные и безлюдные (особенно «справа от Урала») просторы России создают у многих граждан в регионах соблазнительное ощущение, что с утилизацией отходов у нас нет проблем. А точнее — что и утилизация-то не требуется: выбросил или слил где-нибудь в лесу, уехал, забыл. С таким дремучим подходом категорически не согласны специалисты из Новосибирска.

Эксперт Комиссии по вопросам ЖКХ, градостроительства, дорожного комплекса Общественной палаты Новосибирской области Римма Гурова обращает внимание на проблему переработки жидких сельскохозяйственных и бытовых отходов, остро стоящую и перед региональными скотоводческими хозяйствами разного масштаба, и перед коттеджными жилыми поселками, не имеющими подключения к централизованным канализационным сетям. При этом жидкие отходы, производимые, например, свинокомплексами, часто обладают высокой токсичностью, не позволяющей использовать их в качестве удобрений сразу после получения. Чтобы дать «добру» возможность отлежаться, животноводы временно складируют жидкие отходы в больших масштабах на специальных полигонах, но до достижения химически нейтрального состояния они, как правило, успевают существенно отравить окружающую среду, загрязняя почвенные слои и попадая в грунтовые воды.

С точки зрения Риммы Гуровой, утилизация жидких бытовых отходов (ЖБО) из накопительных септиков жилых малоэтажных поселков осуществлялась бы правильно, если бы их всегда организованно вывозили и сливали в специальные люки — «приемные точки» водоканалов, направляющих стоки на очистные сооружения. Но в жизни все не так: подобных люков для приема ЖБО крайне мало (а значит, ехать до ближайшего люка во многих случаях придется долго), да к тому же за их использование надо платить. В этих условиях большинство частных ассенизаторов предпочитают не искать трудных путей и, отказавшись от заключения договоров с водоканалами, опорожняют ассенизационные бочки нелегально (и совершенно бесплатно) — в ближайшие овраги и речки.

Председатель Общественного совета при Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (ГЖИ НСО) Владимир Ермола рекомендует для повышения контроля частных перевозчиков ЖБО обязать их работать под объединяющим началом уполномоченного юридического лица, а принадлежащие им спецмашины оснастить навигационными датчиками, позволяющими отслеживать их перемещение — по аналогии с федеральной системой «Платон».

Заместитель председателя Комиссии по вопросам ЖКХ, градостроительства, дорожного комплекса Общественной палаты Новосибирской области Александр Лубенец с пониманием относится к предложению Владимира Ермолы, вместе с тем, с сомнением оценивая его эффективность. Он прогнозирует, что хитрые ассенизаторы, скорее всего, быстро научатся вводить в заблуждение датчики геолокации, а грозящие им штрафы за незаконные сливы отходов на местности не очень страшны: ведь они все равно намного ниже прибыли, получаемой за счет подобных сливов.

Римма Гурова указывает, что кардинально решить проблему утилизации всех жидких отходов помогли бы промышленные станции комплексной биогазовой переработки. Они «умеют» быстро и эффективно превращать и отходы животноводства, и ЖБО пригородных жилых поселков в биологически спокойный и полезный «набор» из высококалорийного газового топлива и готовых к использованию удобрений. Но, к сожалению, подобных станций на всю Россию всего пять, все в европейской части страны, и стоит каждая, по меркам большинства зауральских регионов, очень больших денег: порядка 70 млрд рублей (для сопоставления: вся планируемая доходная часть годового бюджета-2025 столицы Сибирского федерального округа — Новосибирска — не превышает 98 млрд рублей).

Помимо баснословной цены у упомянутых комплексных станций переработки жидких отходов есть еще один недостаток, о котором рекомендует помнить Владимир Ермола: чтобы добиться экономической эффективности, их следует загружать работой непрерывно. Тормозить, а затем снова запускать технологический процесс на оборудовании такой сложности и масштаба — долго и трудоемко, да и в целом его простой обходится дорого; с подобной проблемой уже столкнулась Германия, где станций переработки жидких отходов избыточно много, «сырья» на всех не хватает, и значительная часть из них бездействует.

Впрочем, и содержание менее дорогостоящих, компактных локальных станций переработки жидких отходов по силам лишь крупным предприятиям. Выходом может стать устройство таких станций при больших животноводческих комплексах — по кластерному принципу (чтобы они принимали все отходы из ближайшего района, включая ЖБО от индивидуального жилья).

Член Общественного совета при ГЖИ НСО Светлана Букина отмечает, что для повышения инвестиционной заинтересованности следует предусмотреть налоговые льготы и другие преференции предприятиям, которые примут решения вложиться в мини-станции по переработке жидких отходов.

Упорядочить генерацию и утилизацию жидких отходов отчасти помогло бы создание законодательной базы по содержанию сельскохозяйственных животных на территории города — в необходимости ее разработки и введения в действие уверена Римма Гурова.

Еще один прогрессивный подход — использование опыта передовых фермерских хозяйств России и других стран, где научились в принципе избегать возникновения токсичных жидких отходов животноводства. Правда, себестоимость такого метода высока: он основан на особом, выверенном и дорогостоящем рационе питания скота — хорошо и правильно поев, коровы и свиньи «продуцируют» экологически гармоничный навоз, который сразу, без подготовки можно использовать в качестве удобрения на полях.