Как отметил в своем вступительном слове министр областного энергетического ведомства Александр Самарин, современные условия ставят перед отечественным топливно-энергетическим комплексом (ТЭК) задачи перехода на инновационную модель развития. В этих целях Подмосковье активно реализует новые принципы управления и автоматизации процессов в ЖКХ и энергетике.
Раскрыть карты
В частности, в регионе набирает темпы цифровая трансформация производственных и сервисных процессов и в ближайшие годы именно с ней будет связано решение многих задач, стоящих как перед предприятиями ТЭК, так и перед организациями ЖКХ. По мнению Александра Самарина, Московская область занимает лидирующие позиции по уровню цифровизации. Это касается и технологического присоединения, и обработки обращений граждан, а также социальной газификации и других вопросов. И на сегодня можно констатировать, что энергетическая и коммунальная инфраструктуры региона переведены в электронный вид. Уже с 2017 года компания-заявитель в Московской области на портале формирует единую электронную заявку, а Агентство развития коммунальной инфраструктуры (ГКУ МО АРКИ) автоматически распределяет заявку по ресурсоснабжающим организациям (РСО), учитывая местонахождение объекта. В итоге заявитель получает на портале госуслуг документы в электронном виде, ему не нужно никуда ходить, все процедуры ускорились и стали прозрачными. Еще одна услуга для предпринимателей — это карта свободных мощностей, демонстрирующая свободные мощности по теплу, воде и канализации. Этот функционал востребован компаниями, планирующими строить, например, на неосвоенной территории. А скоро у стройбизнеса появится возможность узнать информацию по электричеству и газу.
Что касается управления, то на сегодня к региональной информационной системе в Подмосковье подключены все РСО, которые теперь могут отображать в ней свою деятельность как по технологическому подключению, так и по другим направлениям работы. Заодно проведена и так называемая оцифровка сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Создана и Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС), в которой собирается информация по всем неполадкам с подачей тепла или воды. В прошлом году в ней было отражено более 30 тыс. событий, вплоть до самых мелких, которые даже не были замечены жителями многоквартирных домов (МКД). По этим данным можно судить, какие РСО допускают больше аварий и как работают УК по каждому дому.
Наконец, самый популярный сервис — «Карта коммунальных услуг МКД» — публичный ресурс для жителей Московской области, куда внесены данные по всем дома региона (примерно 56 тыс. адресов). По каждому объекту существует своя карточка, где указаны номера телефонов РСО, плановые даты отключения воды или включения отопления, а также какая управляющая организация (УО) обслуживает дом. На данный момент зафиксировано более 127 тыс. посещений в день. Для жителей также функционирует публичный телеграм-бот, где можно посмотреть и подписаться на новостные уведомления по любому дому Подмосковья.
По единому стандарту
Об опыте создания системы сервисных УО рассказала руководитель Госжилинспекции Московской области Ольга Федина. Она напомнила, что такая работа проводится по поручению губернатора региона Андрея Воробьева, поставившего перед всеми профильными структурами вверенного ему субъекта задачу обеспечить предоставление жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) населению одинаково высокого качества вне зависимости от состояния домов. Добиться такого равного для всех сервиса в соответствии с принятыми стандартами непросто, так как почти половина МКД на территории области построена 50 и более лет назад. И сегодня не все УО способны качественно управлять сложными домами, а многие и не хотят браться за обслуживание такого фонда.
Тем не менее, создание сервисных УО и внедрение единого стандарта управления МКД «Наш дом» способствуют замене недобросовестных участников этого рынка. В настоящее время такие структуры созданы во всех 60 муниципалитетах Подмосковья — на базе ресурсоснабжающих, а также муниципальных и крупных частных управляющих организаций. При этом в 43 городских округах сервисные УО уже успешно функционируют по единому стандарту.
Одним из его требований является внедрение единого цифрового пространства, то есть проактивное реагирование на запросы жителей. Это подразумевает общий стиль главной страницы сайтов, подключение к Единому порталу ЖКУ Московской области, присутствие в общедомовых чатах, обязательное проведение минимум двух общих собраний собственников в электронном виде: утверждение годового отчета и плана работ на будущий год.
По словам Ольги Фединой, главная цель сервисных УО — сформировать современный прогрессивный подход к управлению МКД. И этого удается добиваться прежде всего с помощью цифровизации, помогающей как в производственных процессах, так и при взаимодействии с жителями. «Благодаря внедрению новых сервисов управляющая организация оперативно откликается на просьбы и пожелания жителей, отрабатывает жалобы в режиме онлайн и круглосуточно осуществляет обратную связь. И что самое важное, устраняется главная проблема — отсутствие удобной формы коммуникации между жителем дома и УО», — подчеркнула Ольга Федина.
Александр САМАРИН, министр энергетики Московской области:
«Уверен, что полученный в ходе цифровой трансформации Подмосковья опыт может стать руководством по организации работы в сфере энергетики и ЖКХ для всей России»
Номер публикации: №37 30.09.2022