В разрабатываемой Минстроем России Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года содержится набор инициатив, которые должны обеспечить поступательное развитие жилищно-коммунальной сферы. Документ до 31 октября находится на стадии публичного рассмотрения.
Стратегией предполагается ввести единые стандарты обслуживания жилищного фонда, утвердить изменения в государственном жилищном надзоре, перенеся акцент с санкций за допущенные нарушения на их предотвращение, усовершенствовать систему лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД), а также сформировать институт ответственности собственников. Кроме этого, получат распространение различные способы управления малоэтажными постройками по аналогии с многоквартирными домами, и будут развиваться всевозможные электронные сервисы, которые упрощают управление в многоквартирной застройке. В частности, планируется, что к 2030 году 80% общих собраний собственников будут проводиться в электронном виде с помощью онлайн-голосования.
Все эти предложения неоднократно обсуждались экспертным сообществом и в целом им поддерживаются. Но есть из них и одно новое, вызвавшее неоднозначную реакцию. Как следует из проекта Стратегии, в России могут появиться региональные операторы по управлению МКД. «Планируется развитие моделей управления жильем, включая возможные формы государственно-частного партнерства на основе открытых конкурсных процедур по отбору профессиональных управляющих организаций (УО), в том числе модели «регионального оператора по управлению жильем», гарантирующего возмещение ущерба при нарушениях, которые повлекли аварийность», — отмечается в тексте проекта.
В самом министерстве воздержались от комментариев на этот счет. «Проект Cтратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года опубликован для широкого общественного обсуждения, поэтому говорить о разработанных инициативах до официального утверждения стратегии преждевременно», — сообщила пресс-служба ведомства.
Однако скорое закрытие обсуждения документа заставляет внимательнее отнестись к спорной инициативе. Прежде всего, неясно, из каких источников будут обеспечиваться создание и работа нового института региональных операторов по управлению жильем, чтобы он мог эффективно решать свою основную задачу по возмещению ущерба при нарушениях, повлекших аварийность. Известно, что, например, бюджеты функционирующих на средства граждан региональных фондов капитального ремонта многоквартирных домов не всегда сбалансированы, и их финансовая устойчивость вызывает опасение. С другой стороны, возможности федерального и, в особенности, региональных бюджетов тоже не безграничны. И навешивать на их плечи еще одну структуру, наверно, было бы не вполне правильным. Конечно, остается и вариант смешанного финансирования, но в любом случае данный вопрос требует уточнения и проработки.
Как считает глава комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков, говоря в проекте стратегии об образовании нового института, в Минстрое фактически ведут речь о создании «общего котла» на покрытие ущерба от аварий. «По всей видимости, некая сумма будет добавлена к плате за содержание домов, и эти средства будут отчисляться регоператорам. А они уже затем будут накапливать деньги на счетах и решать, что относится к нарушениям, которые надо покрывать из этого фонда, а что нет», — предположил эксперт.
Значительная часть опасений экспертного сообщества связана с тем, что появление нового института (пусть и в форме всего лишь «модели») будет способствовать монополизации части отношений в жилищном секторе. Сейчас в нем худо-бедно развивается конкуренция, во многих субъектах УО борются за доступ к управлению домами. А новый регоператор, если его создадут, при поддержке властей непременно подомнет под себя часть жилищного фонда.
«Появление регионального оператора и передача ему полномочий по управлению — не что иное как деприватизация общего имущества дома в пользу государства. Когда существуют рыночные отношения и здоровая конкуренция, качество услуг повышается, но при монополии это практически невозможно, нет такой практики ни в России, ни за рубежом», — указывает директор «Национального жилищного конгресса» Татьяна Вепрецкая. И если уж создавать новую структуру, то эксперты советуют сосредоточить ее деятельность исключительно на той части жилищного фонда, которая по каким-либо причинам нуждается в специальной опеке. «С введением лицензирования многие ветхие и аварийные дома остались без управления, и сейчас этот вопрос остается актуальным. В таких домах должно появиться профессиональное управление, в том числе через регионального оператора по управлению многоквартирными домами», — предлагает она.
В целом эксперты склоняются к тому, что предпочтительнее не создавать отдельный орган или структуру по управлению жилищным фондом, а пойти по пути развития страховых инструментов. «Для целей возмещения лучше привлечь страховую организацию. Такую норму можно ввести и сейчас для всех УК в виде страхования ущерба, но власти пошли более сложным и непопулярным путем», — заявила Татьяна Вепрецкая. «Логичнее было бы ввести обязательное страхование общедомового имущества», — также считает Андрей Широков.
1 млн многоквартирных домов общей площадью 2,9 млрд квадратных метров эксплуатируется сегодня в стране. В 98% случаев этот фонд обслуживают управляющие организации или сами собственники (данные Минстроя России)
Ирина Генцлер, директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города»:
«Создание в России института региональных операторов по управлению жильем негативно скажется на рыночных механизмах и приведет к возрождению советской системы управления жилым фондом»
Номер публикации: №42 29.10.2021