Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России подготовила проект приказа, в котором определены минимальные и максимальные величины тарифов на электроэнергию для населения в будущем году. Напомним, очередное повышение платы за электричество произойдет только в июле 2022 года. Очерченные ФАС параметры должны быть учтены региональными властями при утверждении конкретных значений тарифов для населения и не выходить за эти рамки. Как указано в документе, максимальный рост регионального тарифа составит 5%. Он, правда, может быть и выше, но последнее возможно только в том случае, если предельный индекс подорожания коммунальных услуг в том или ином субъекте РФ будет больше этого значения. При этом в ведомстве напомнили, что в ФАС используют инструменты выстроенной многоуровневой системы защиты граждан от существенных изменений оплаты. Также служба анализирует установленные для населения тарифы, и если выявлены нарушения предельных уровней, то решения регионов отменяются. Так, в 2021 году отменены такие решения в Тверской и Архангельской областях.
В целом сравнение тарифов в различных регионах демонстрирует большую межрегиональную дифференциацию стоимости электроснабжения для населения. Разница между самыми «дорогими» и «дешевыми» субъектами носит кратный характер. Предполагается, что самым дорогим энергоресурс станет на Чукотке, где максимальный размер тарифа, разрешенный ФАС, достигнет 9,27 рубля за киловатт. В Якутии ожидается подорожание электроэнергии до 7,23 рубля, а на Камчатском полуострове — до 7,29 рубля за киловатт. Также недешево будет обходиться электроэнергия жителям Москвы и Московской области. В этих субъектах максимальные величины тарифов вырастут до 6,28 рубля и 6,23 рубля за киловатт соответственно. Напротив, самые низкие тарифы ожидают население Иркутской области (1,27 рубля за киловатт), Хакасии (2,44 рубля), Дагестана (2,97 рубля), Чечни (3,09 рубля) и Мурманской области (3,1 рубля).
Ряд регионов в последние годы стремится дифференцировать плату за поставленную энергию в зависимости от объема ее потребления в домохозяйствах. При таком подходе ключевое значение имеет планка социальной нормы. Если потребитель расходует электроэнергию в ее пределах, то к нему применяется «щадящий» тариф; для потребления сверх соцнормы — повышенный. Так, в Красноярском крае социальные тарифы составляют от 1,13 до 2,98 рубля, за потребление электричества сверх социального норматива установлен тариф от 4,57 до 4,80 рубля за киловатт. Дифференцированные тарифы установлены также в Забайкальском крае, Владимирской, Нижегородской, Орловской и Ростовской областях.
Как отмечают эксперты, в последние годы удалось добиться предсказуемого и достаточно плавного изменения тарифов. Однако система тарификации по-прежнему нуждается в дальнейшем совершенствовании и избавлении от перекосов. По словам эксперта тематической площадки «Жилье и городская среда» Общероссийского народного фронта (ОНФ) Павла Склянчука, перекрестное субсидирование продолжает оставаться одной из самых злободневных проблем в электроэнергетике. По-прежнему одни потребители платят за других. «С 2014 года в отдельных пилотных регионах была введена социальная норма потребления электроэнергии, когда малоимущие граждане, например, одиноко проживающие пенсионеры, могли за небольшой объем киловатт-часов платить еще меньше. Однако такой подход не был одобрен из-за еще большего усугубления перекрестного субсидирования», — напоминает представитель ОНФ.
Кстати:
Проект федерального бюджета на 2022-2024 годы предусматривает рост тарифов ЖКУ в среднем по стране для граждан не более 4%. В некоторых муниципалитетах рост тарифа может быть и выше из-за работ по модернизации коммунальных систем.
Номер публикации: №42 29.10.2021