Эта тенденция свидетельствует как минимум о неэффективности действующих программ капремонта — даже несмотря на значительные денежные средства, которые собираются с населения на эти цели. Так происходит в том числе и из-за низкого качества составления и реализации региональных программ капремонта. В результате типичны ситуации, когда дома требуют срочного ремонта, хотя по существующим графикам их время еще не пришло. Часто имеет место и обратная картина: под капремонт попадают жилые здания, ремонтировать которые поздно вследствие крайне запущенного состояния — их уже целесообразнее снести.
Все это приводит к необходимости лучшей организации обследования текущего состояния жилого фонда и введения единообразных критериев формирования регпрограмм. Как указано в отчете Счетной палаты РФ, отсутствие системы технического учета жилищного фонда является одной из основных причин низкого качества капремонта, после которого состояние домов реально не улучшается. Как считают члены Общественного совета при Минстрое России, настало время создать современную и адекватную нынешним реалиям систему обязательного технического учета жилищного фонда и его технического обследования. Когда-то в более-менее рабочем виде она существовала, и этими проблемами занимались Бюро технической инвентаризации (БТИ). Но в 2008 году их деятельность была прекращена, а часть полномочий БТИ, включая вопросы регистрации собственности и создания кадастровых документов, переданы Росреестру. В результате информация о состоянии домов в большинстве регионов оказалась утеряна. «У домов сегодня по сути остался только кадастровый паспорт, который можно сравнить с паспортом человека: в нем лишь самая необходимая информация», — говорит заместитель председателя комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. Конечно, сведения о состоянии различных систем дома имеются и у обслуживающих, ремонтных и управляющих организаций, но они не сведены в единый массив данных, и региональные фонды капремонта не могут в полной мере ими пользоваться при планировании графиков и видов ремонтов в домах. В результате адекватно формировать долгосрочные программы капремонта не получается, что провоцирует негибкость их реализации и неэффективное расходование средств.
Есть надежда, что часть этих проблем будет решена после принятия законопроекта о техническом обследовании жилого фонда: он станет рамочным документом, регулирующим базовые характеристики системы техосмотра, и, по словам председателя министерского ОС Сергея Степашина, уже находится в «высокой степени готовности».
При этом необходимо обеспечить финансирование процедур техосмотра. Стоимость каждой такой экспертизы будет зависеть от глубины обследования систем дома и его характеристик. Но в любом случае речь идет о суммах, которые начинаются от нескольких десятков тысяч рублей для каждого объекта, а в сложных случаях могут достигать существенно больших величин.
По мнению руководителя регионального центра общественного контроля НП «ЖКХ Контроль» в Санкт-Петербурге Аллы Бредец, выделять средства на обследование жилфонда надо из федерального или регионального бюджета, плюс определенную долю затрат должны оплачивать жильцы. «Эти деньги следует направлять компаниям, выбранным по конкурсу, которые определят реальную степень износа МКД и составят проекты, позволяющие понять, какие работы и в какой очередности необходимо в них провести», — считает эксперт.
Вера Москвина, исполнительный директор Гильдии управляющих компаний в ЖКХ:
«Без выделения на «техосмотр жилья» дополнительного государственного софинансирования обойтись не получится. Но, наверное, лучше потратить эти средства, чем потом потерять гораздо больше ресурсов на неэффективных капремонтах»
Номер публикации: №17 13.05.2022