Помочь деньгами и советом

Помочь деньгами и советом

Модернизация коммунальной инфраструктуры требует организационной и финансовой поддержки со стороны государства

Проблема аварийности и износа коммунальной инфраструктуры постоянно находится в поле зрения органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. И это понятно, ведь от состояния сетей и качества предоставляемых коммунальных услуг, в конечном счете, зависит жизнь миллионов людей. Поэтому не может не вызывать тревоги тот факт, что степень износа коммунальных объектов в большинстве регионов России далеко превысила нормативные пределы, значительная их часть не подлежит ремонту и должна быть заменена. И тут на первый план выходит проблема финансирования. Именно нехватка средств является сегодня основным ограничителем для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Например, строительство далеко не самой мощной канализационной очистной станции требует около 1 млрд рублей, а замена 1 км ветхих сетей системы теплоснабжения обходится примерно в 17 млн рублей.

Финансировать модернизацию исключительно за счет платежей населения невозможно. Если заложить в тарифы «инвестиционную» составляющую, необходимую для обновления коммунальных сетей и объектов, они станут неподъемными для населения.

Нельзя взвалить эти расходы и на муниципалитеты. В России есть отдельные крупные города, которые могут осуществлять за свой счет модернизацию основных фондов коммунального хозяйства.

Но значительная часть населения страны живет в малых городах с небольшим числом жителей и ограниченными финансовыми возможностями. Немногим лучше ситуация и с региональными бюджетами.

Конечно, есть возможность привлечь к модернизации коммунальной инфраструктуры частных инвесторов. Однако бизнес проявляет активный интерес только к той части проектов, где можно добиться окупаемости вложенных средств с приемлемым уровнем прибыли. В ЖКХ же таких проектов катастрофически мало, ведь данная отрасль является социально ориентированной, и тарифы здесь регулируются с оглядкой на уровень платежеспособности населения.

Основными факторами, препятствующими привлечению частного бизнеса, являются длительные сроки окупаемости, низкий уровень рентабельности и высокие риски невозврата вложенных средств. Между тем, проекты модернизации неизбежно требуют крупных вложений на начальном этапе, которые окупятся лишь спустя несколько лет. Субсидирование только процентной ставки по привлеченным кредитам, как показала практика, не способно существенно снизить негативное влияние этих факторов и создать благоприятные условия для инвестиций. Поэтому имеющиеся концессии и ГЧП-проекты последних лет сконцентрированы в основном в крупных городах, где за счет большего объема выручки инвестор может хоть как-то покрыть свои затраты. Жители малых и средних городов рискуют оказаться за бортом процессов модернизации ЖКХ.

Фонд ЖКХ приходит на помощь

Таким образом, становится очевидно, что для кардинального изменения сложившейся в отрасли ситуации необходимы значительные средства. Но для обеспечения достижения целевых показателей проектов и максимально эффективного использования средств регионам не достаточно только финансовой поддержки. Помимо этого необходима большая организационная работа, которая не всегда под силу муниципалитетам, ведь им не хватает людей и опыта. По мнению заместителя генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольги Сердюк, финансовая поддержка — это только одна из составляющих, необходимых для реализации проекта модернизации, важным фактором успешной модернизации являются организационно-методическая поддержка проектов и постоянный контроль хода их реализации. В сфере ЖКХ такой комплексный подход к реализации проектов осуществляет государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В 2016-2017 годах госкорпорация оказывала как финансовую, так и организационную поддержку субъектам Российской Федерации в реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры в малых городах. «Надо отметить, что при принятии решений о выделении финансовой поддержки Фонд ЖКХ также учитывает социальную значимость проекта, сколько людей получат коммунальную услугу более высокого качества», — подчеркивает директор Департамента модернизации коммунальной инфраструктуры и сопровождения федеральных проектов Фонда ЖКХ Олег Радченко. При этом еще одним обязательным условием является недопущение значительного роста тарифа для граждан.

Всего с помощью Фонда ЖКХ было подготовлено и реализовано 43 проекта на территории 22 субъектов Федерации. Их общая стоимость на сегодняшний день составляет более 10 млрд рублей. Эти проекты позволили улучшить качество коммунальных услуг на территории около пятиста населенных пунктах, в которых проживает более 3 млн граждан, и привлечь в проекты частные инвестиции на сумму более 4 млрд рублей. Существенно то, что были реализованы проекты в таких населенных пунктах, где без поддержки Фонда ЖКХ это было бы невозможно. Одним из проектов, реализованных с помощью Фонда ЖКХ, стала модернизация в 2017-2018 годах системы теплоснабжения в поселке Чегдомын Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, где были реконструированы две котельные, построено 7,5 км новых сетей и реконструировано 13 км сетей. До этого момента коммунальные системы поселка эксплуатировались более 25 лет, часто случались перебои с подачей тепловой энергии, имели место сверхнормативные потери ресурсов. Но самым страшным для жителей поселка были выбросы котельными вредных веществ в окружающую среду.

Они превышали допустимые санитарно-гигиенические нормы более чем в 8 раз! Шлаковая пыль оседала в жилых помещениях, в детских садах, школах и больнице и наносила серьезный урон здоровью людей. Проведение модернизации позволило улучшить качество предоставляемых услуг для более чем 12 тыс. человек и коренным образом изменить экологическую ситуацию в поселке.

Этот успешный опыт получил продолжение. С начала 2019 года Фонд ЖКХ по решению Правительства Российской Федерации возобновил поддержку таких проектов в регионах. Всего на обновление коммунальной инфраструктуры из средств Фонда ЖКХ планируется выделить более 13 млрд рублей. «Данные средства высоко востребованы регионами, которые уже направляют заявки на предоставление финансирования в Фонд, и если поставить такую поддержку на постоянную основу, то при ежегодном выделении соответствующих средств из федерального бюджета для жителей многих населенных пунктов страны реальностью стали бы надежная и безаварийная работа коммунальных систем, а также улучшение экологической обстановки» — резюмирует Олег Радченко.


Кроме того:

Отдельные вопросы модернизации коммунальных систем будут решаться в рамках федеральных проектов, реализуемых в настоящее время в России. В частности, речь идет о проектах «Чистая вода» и «Оздоровление Волги», в рамках которых предусмотрены значительные средства на строительство и модернизацию систем водоподготовки и очистных сооружений.


Справочно:

В этом году Минстрой России по поручению Правительства Российской Федерации приступил к разработке программы по модернизации коммунальной инфраструктуры с износом более 60%. Об этом глава Минстроя России Владимир Якушев заявил в апреле на Всероссийском совещании «Об итогах прохождения субъектами электроэнергетики и объектами ЖКХ отопительного сезона 2018-2019 годов».

Теги: