Модернизация лифтового парка в МКД предъявляет новые повышенные требования и к обслуживающему персоналу. Проблема подготовки квалифицированных кадров ясно осознается профессиональным сообществом, пять лет назад был сформирован Совет по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта. Как считает зампредседателя СПК Сергей Прокофьев, за истекшие годы удалось сделать многое. В частности, была создана и доказала свою жизнеспособность система независимой оценки и подтверждения профквалификаций. По мнению эксперта, такая система объективно нужна для защиты от непрофессионалов и стабилизации положения с кадрами.
Сегодня в отрасли идет процесс создания центров независимой оценки квалификации (ЦОК). «Одна из проблем, что специфической чертой тестирования уровня квалификации в лифтовой отрасли является невозможность использования для экзаменов действующего подъемного оборудования, поскольку это прямо запрещено правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, — рассказывает Сергей Прокофьев. — Ограничение подталкивает к созданию натурных действующих макетов оборудования в ЦОК». В «теоретическом» плане основную сложность представляет разработка оценочных средств, проще говоря, экзаменационных билетов. Единого комплекта таких билетов для ЦОК сегодня не существует, так как полномочия отраслевого СПК охватывают около 115 наименований профессиональных квалификаций. Понимая это, совет взял курс на унификацию оценочных средств.
Есть проблемы и с профессионально- общественной аккредитацией (ПОА) образовательных программ. Образовательные организации по разным причинам не торопятся отдавать свои программы на суд ПОА. «Если профессиональное сообщество ознакомится с образовательными программами и скорректирует их, от этого выиграет и сама образовательная организация, и работодатели», — считает Сергей Прокофьев.
На базе санкт-петербургского ГБПОУ «Невский колледж имени А. Г. Неболсина» лифтовой СПК провел любопытный эксперимент по совмещению демонстрационного экзамена по правилам ЦОК с государственной итоговой аттестацией. Такой сценарий реализуется и в ряде других СПК, например, в области сварки. Этот опыт обнажил ряд сложностей. Во-первых, имеется разница в юридической регламентации процедуры экзамена и допуска на нее определенных лиц в системе ЦОК и в системе образования. Во-вторых, вызывает сомнения востребованность свидетельства из ЦОК со стороны юношей, только что окончивших колледж. В-третьих, очевидно, что комплекты оценочных средств образовательных организаций и ЦОК нужно унифицировать и ввести однотипные требования к оборудованию, на котором проходит практическая часть экзамена.
Сегодня идет поиск наилучших экзаменационных форм и в других образовательных учреждениях. Так, пробный демонстрационный экзамен по профессии «Электромеханик по лифтам» недавно проводился в столичном Колледже железнодорожного и городскоготранспорта (КЖГТ), который готовит специалистов для лифтовой отрасли более полувека. Сдавать демо-экзамен в рабочем режиме первым выпускникам учебного заведения предстоит через два года, но колледж вместе со своими социальными партнерами уже начал разработку компетенций по профильному стандарту WorldSkills «Вертикальный транспорт». Директор колледжа Дмитрий Выдрин положительно отнесся к идее совмещения демо-экзамена с квалификационным экзаменом по правилам ЦОК. По его мнению, в создании нового стандарта могут принять участие и другие образовательные учреждения, а также и предприятия. Стандарт может быть востребован как один из элементов подготовки грамотных специалистов для лифтовой отрасли.
Кроме того, КЖГТ стал одним из ведущих разработчиков обновленной учебной программы «Электромеханик по лифтам». Ее особенность в том, что более 50% учебных часов отводится на практические занятия, в том числе непосредственно на лифтовых предприятиях. По заведенному правилу, компании-партнеры принимают студентов КЖГТ на практику, в ходе которой те получают ценный опыт.
В целом, как считают в Российском лифтовом объединении (РЛО), работодателям надо осознавать, что влиять на квалификацию работников можно не только посредством материальных стимулов, но и за счет участия в разработке образовательных программ. Главное, сфера образования и участники рынка труда должны иметь желание делать шаги навстречу друг другу.
Справочно:
В рейтинге отраслевых советов по профквалификациям СПК лифтовиков удерживает передовые позиции практически по всем критериям, кроме профессионально-общественной аккредитации (ПОА) образовательных программ.
Номер публикации: №05 7.02.2020