Под прессом

Управляющие компании жалуются на обилие обязанностей и недостаток прав

За последние два года вступил в силу целый ряд документов, регулирующих деятельность организаций, которые оказывают населению жилищно-коммунальные услуги. В результате жилищное законодательство сегодня больше ориентировано на защиту прав потребителей ЖКУ. С одной стороны, это хорошо, но есть у этой тенденции и оборотная сторона: возник перекос, и управляющие компании в сфере ЖКХ оказались фактически бесправными. Они теперь могут легко лишиться лицензии даже за мнимые нарушения, а отстоять свои права бывает очень сложно. Об этом шла речь на состоявшейся в начале недели II Всероссийской практической конференции «Государственная политика в жилищно-коммунальной сфере». Многие эксперты выразили обеспокоенность сложившейся ситуацией.

Стремление законодателей защитить интересы потребителей понятно. Положение в жилищно-коммунальном хозяйстве касается всех без исключения. Каждое пятое обращение граждан в органы власти касается именно работы ЖКХ. Однако практика показывает, что у ряда полезных, в принципе, начинаний есть «побочные эффекты». Так, например, лицензирование УК действительно убрало с рынка многие недобросовестные компании, но в то же время сделало управляющих мишенью, в том числе, и для необоснованной критики и претензий. По резкому выражению заместителя председателя Общественного совета при Минстрое России Игоря Шпектора, УК превращаются в «козлов отпущения». Количество судов, на которых представители УК выступают в качестве ответчиков, резко возросло. Отказ от выдачи лицензии подчас превращается в инструмент по выдавливанию конкурентов с рынка, а за жалобами кроется банальное стремление конкурентов и аффилированных с местными администрациями структур к переделу рынка. В результате хотя основной акцент в ЖКХ сделан именно на управляющие компании, у них остается все меньше денег для реальной работы, полагает член Комитета по энергетике ГД РФ Борис Гладких. По его словам, нагрузка на УК продолжает увеличиваться, а налагаемые на них судами штрафы часто носят несправедливый и избыточный характер. При этом жильцы не желают вносить никаких дополнительных плат, да и участвовать в жизни МКД тоже не спешат. В результате УК не могут работать прибыльно и утрачивают интерес к работе по управлению МКД. «Практика показывает, что становится все больше домов, которые никто не хочет брать в управление, потому что, каким бы ни был дом, но один невменяемый жилец — профессиональный сутяжник может сделать работу в нем невозможной, — заявил на конференции модератор мероприятия, гендиректор компании «Бурмистр.Ру» Юрий Кочетков. — Мы давно предлагаем изменить действующий порядок, когда жители пишут жалобы сразу президенту, давайте сделаем так, чтобы сначала они жаловались в свою УК, чего сегодня никто не делает».

Требует, по мнению экспертов, изменения и практика управления жилым фондом. Сегодня советы МКД уполномочены подписывать документы на обслуживание с УК. «Но очень часто бывает так, что домовые советы работают не на дом, а на себя, — заметил Кочетков. — И состоящие в них жильцы пытаются добиться своих корыстных целей или «самовыразиться», когда пишут бесчисленные жалобы». При этом часто активисты, подписывающие акты о выполнении работ, очень мало понимают в технологии их проведения. Вот и получается, что существующая нормативная база способствует возникновению большого числа конфликтов и споров. И число их, по оценке эксперта, будет только расти. В итоге УК оказались под прессом со всех сторон: со стороны жителей, недобросовестных конкурентов и надзорных органов. Определенные надежды участники рынка связывают с постановлением правительства № 603, которое регулирует вопросы предоставления коммунальных услуг и порядок договорных отношений между субъектами рынка. Его вступление в силу было отложено из-за выборов, и теперь ожидается, что оно начнет действовать с 1 января будущего года.


Депутат Госдумы Борис Гладких: «На верхнем уровне у нас вроде бы все отлажено, а на низшем — ничего не работает»