
Бесспорным лидером подорожания стал Пермский край, где коммуналка выросла на 21,1%. На втором и третьем местах Архангельская и Кемеровская области с приростом тарифов ЖКУ 20% и 19,8% соответственно. Среди лидеров по подорожанию также Республика Северная Осетия — Алания (19,1%), Республика Мордовия и Челябинская область (18% в обеих), Республика Ингушетия (17,6%). На 17,5% выросли тарифы в Республиках Дагестан и Татарстан, с двухпроцентным отставанием расположился Алтайский край. А замыкают эту группу регионов Москва, Новгородская, Мурманская, Ярославская и Ленинградская области (везде 15%).
На противоположном краю списка регионы с наименьшим масштабом индексации. Больше всех повезло жителям Амурской области, где тарифы подросли на 8,6%. А далее в группу со скромным увеличением стоимости ЖКУ вошли Республика Алтай (8,8%), Ханты-Мансийский АО (9,0%), Ямало-Ненецкий АО (9,2%) и Чеченская Республика (9,2%).
Предыдущее изменение тарифов прошло 1 июля год назад, и тогда они увеличились на 9,8%. Однако за 2024 год цены в стране, по данным Росстата, выросли на 9,5%, поэтому коммунальщикам в предшествующий временной период явно не удалось «заработать» на увеличении стоимости своих услуг. Аналогичная ситуация повторяется и на этот раз: среднее по стране увеличение тарифов на 11,9% ненамного выше прогнозируемых значений инфляции на 2025 год. Можно говорить лишь о том, что очередная волна индексации тарифов несколько снизит потребность в субсидировании ЖКХ со стороны региональных бюджетов, а также поможет компаниям из этого сектора сократить кассовые разрывы.
Стоит учитывать, что на основании решений региональных властей в отдельных городах и муниципалитетах могут вводиться тарифы, значения которых отклоняются от цифр, утвержденных постановлением правительства РФ. При этом с 2025 года на Федеральную антимонопольную службу (ФАС) возложена обязанность оценивать обоснованность установленных тарифов ЖКХ с учетом того, что 1,5% выручки ресурсоснабжающих компаний должны иметь целевой характер и направляться исключительно на модернизацию коммунальной инфраструктуры. Эта мера призвана содействовать увеличению финансирования сектора и снижению износа сетей, который, как подчеркнул зампред Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Аксёненко, составляет от 40 до 80% в зависимости от региона.
Очевидно также, что индексация тарифов повлечет ощутимое увеличение нагрузки на финансы низкодоходных групп населения. В этой связи в Госдуме в очередной раз напомнили о возможностях действующей системы субсидирования. Как отметил член Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский, получить субсидии на оплату ЖКУ могут россияне, чьи расходы на оплату услуг больше установленной доли от располагаемых домохозяйствами доходов. «Федеральный норматив составляет не более 22% от совокупного дохода семьи», — сказал законодатель, уточнив, что для получения выплаты необходимо подать заявление на портале «Госуслуги», в МФЦ или в отделе соцзащиты населения по месту жительства. Субсидия назначается на шесть месяцев с возможностью продления. Также в Госдуме приняли решение поручить Комитету по защите конкуренции запросить в ФАС информацию о причинах роста тарифов в сфере ЖКХ и об их экономической обоснованности
Номер публикации: №23 04.07.2025