В России продолжается реализация программы ускоренной замены лифтового оборудования в многоквартирных домах (МКД). Согласно данным Национального лифтового союза (НЛС), в 2019 году заменили 17,6 тыс. лифтов, в 2020 предполагалось заменить еще 20 тыс., но из-за коронавирусных ограничений, когда монтажные организации не работали практически два месяца, обновлено было существенно меньше — порядка 15,8 тыс. В 2021 году цифры ожидаются более оптимистичные. По статистике Федеральной службы по аккредитации, с 1 января по 30 июня текущего года в России уже задекларировано 17 429 смонтированных лифтов (рост на 14% по сравнению с первым полугодием 2020-го). «Темпы хорошие, но явно недостаточные», — отмечает в этой связи заместитель директора департамента стратегических проектов Минстроя России Анна Огурцова.
Так, несмотря на то, что в ряде субъектов РФ лифтовый парк обновляется с опережением графиков, в целом скорость его модернизации в масштабе страны недостаточна. Как следствие, закрепленные в техническом регламенте Таможенного союза сроки обновления российского лифтового хозяйства вновь были перенесены с 2021 на 2022 год. При этом эксперты уверены, что этот перенос отнюдь не последний.
Дело в том, что до недавнего времени замена лифтов являлась в основном прерогативой местных бюджетов и проводилась в рамках региональных программ капремонта. Однако имеющегося в субъектах потенциала было явно недостаточно. В связи с этим важным шагом на пути расширения мер поддержки со стороны федерального центра стало решение о выделении в конце 2020 года 750 млн рублей на обновление лифтового парка. Эти суммы через механизмы Фонда содействия реформированию ЖКХ распределятся в порядке очереди между регионами по мере представления от них заявок, что поможет заменить до конца 2022 года не менее 1010 лифтов. Как подчеркивал заместитель министра промышленности и торговли РФ Михаил Иванов, реализация новых механизмов поддержки замены лифтов в рамках общенационального плана даст возможность дополнительно поддержать отечественные лифтовые заводы и значительно увеличить число поступающих им заказов. Но данные средства позволят лишь частично компенсировать софинансирование из бюджета субъекта. Мера распространяется только на новые лифты отечественного производства классом энергоффективности не ниже «Б», а также при условии замены всех лифтов с истекшим сроком эксплуатации в доме. Помимо этого, сами дома не должны быть признаны аварийными.
Между тем, согласно ранее утвержденным планам, к 15 февраля 2025 года в России необходимо заменить около 135 тыс. лифтов с истекшим сроком эксплуатации. При этом у 117 тыс. срок службы уже истек, а еще у 44 тыс. он закончится до 2025 года. Реализация этой амбициозной цели требует дальнейшего расширения мер поддержки региональных бюджетов и собственников помещений в МКД с тем, чтобы более существенно нарастить объемы обновления лифтового парка в регионах.
Как на условиях анонимности сообщил «Стройгазете» один из представителей лифтовой отрасли, сейчас в Минстрое России прорабатывается вопрос о перезапуске программы ускоренной замены лифтов (в поддержку этого активно выступал бывший заместитель главы ведомства Максим Егоров), идет подготовка соответствующей нормативной базы и изыскиваются дополнительные бюджетные средства на эти цели. Кроме того, уже выпущен ряд важных для отрасли документов, на принятии которых давно настаивали лифтовики. Так, 9 октября вступила в силу новая редакция «Положения о порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме…». Положением, в частности, регламентировано, что компании, участвующие в аукционах на ремонт лифтов, должны иметь минимум одного сотрудника, ответственного за организацию производства работ по монтажу и пуско-наладке технических устройств, с соответствующим уровнем квалификации. Плюс был исключен запрет на то, чтобы одновременно с закупкой лифтов также производился и ремонт лифтовых шахт. Отныне допускается и негосударственная экспертиза, а также введены более гибкие сроки рассмотрения и приема заявок на работы.
Чуть раньше, в конце сентября, правительство РФ еще и разрешило увеличивать на 25% (после проведения соответствующей экспертизы) стоимость уже заключенных контрактов на замену лифтового оборудования.
Финансовая сторона в этом вопросе имеет первостепенное значение. «Ремонт и замена лифтов — это один из самых дорогих видов работ при капремонте, от 2 до 3 млн рублей, — отмечает заместитель председателя комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. — При этом около 16% лифтов уже исчерпали сроки эксплуатации, однако взносов, которые собирают собственники, не хватает для их замены. Поэтому и нужны дополнительные механизмы поддержки».
Особенно когда частный капитал пока не торопится кредитовать капремонты в МКД. В целях изменения ситуации Минстроем России подготовлен и опубликован проект постановления правительства РФ о расширении перечня банков, которые смогут открыть специальные счета со средствами для проведения капремонта, до почти 60 кредитных организаций. Правда, сомнительно, что банкиры дружно воспользуются предоставленными возможностями. Поэтому непосредственная финансовая поддержка со стороны государства, пожалуй, остается пока самым эффективным методом по ускорению модернизации лифтового парка.
«Выделенные в прошлом году 750 млн рублей были, что называется, пробой пера, — считает вице-президент НЛС Алексей Захаров. — Сейчас прорабатывается предложение о том, чтобы увеличить объем финподдержки до 2-3 млрд рублей на ближайшие год-два. А фактически на всю программу по замене в течении 25 лет примерно 2 млн лифтов, как нетрудно подсчитать, потребуется не менее 250 млрд рублей и, естественно, фонды капремонта такую сумму самостоятельно не осилят».
Алексей Захаров, вице-президент Национального лифтового союза:
«Часто вместе с заменой лифта необходимо ремонтировать и лифтовую шахту, менять проводку. Эти моменты ранее были не отрегулированы и «болтались» отдельно от договора по замене самого лифта, что вызывало проблемы с оплатой работ и т. д. Сейчас же ремонт шахты и остального оборудования рекомендовано включать в контракт»
Урал осваивает лифтфакторинг
Свердловская область стала первым регионом, который получит в 2021 году средства Фонда содействия реформированию ЖКХ в размере 42 млн рублей на замену лифтов по беспроцентному договору факторинга. Одновременно Свердловская область является лидером по применению финансовых инструментов для повышения темпов замены лифтового оборудования, таких как предоставление трехлетней рассрочки платежа и факторинг при закупке и установке новых лифтов. С 2016 по 2020 год таким образом в регионе удалось заменить более 1,9 тыс. лифтов. В текущем году в области планируется обновить в общей сложности 1122 лифта с истекшим сроком службы. На замену 233 из них 214 млн рублей будет выделено из регионального бюджета.
Мытищи на подъеме
С 2014 года в Московской области обновили 11 575 лифтов. В частности, только на территории городского округа Мытищи за шесть лет произведена замена 664 лифтов в 167 многоквартирных домах (МКД). В этом году в Мытищах появится еще 26 лифтов в пяти МКД. Так, на днях новые подъемные устройства были смонтированы в 7 подъездах второго корпуса дома №4 по улице Шараповской. В этих лифтах много электроники, например, установлены оптические датчики в проеме дверей кабины и шахты. Это сделано для того, чтобы двери не зажимали человека при закрытии. Также такой лифт можно вручную перевести в режим погрузки, нажав либо кнопку открытия дверей, либо кнопку отмены. При удержании кнопки более 5 секунд на дисплее появляется индикация с изображением человека и коляски, сигнализирующая о том, что лифт находится на погрузке.
В Коми «прокатятся» с комфортом
В Республике Коми к началу октября было установлено 298 современных лифтов в 90 домах — годовой план уже выполнен на 90%. Своей очереди на модернизацию лифтов в текущем году ждут еще четыре дома. Все работы планируется завершить к началу декабря. Часть осуществленных замен лифтового оборудования производила подрядная организация АО «Щербинский лифтостроительный завод». Новые лифты полностью соответствуют повышенным требованиям к комфорту пассажиров и их безопасности. К примеру, в лифтах используются увеличенные входные проемы в тех местах, где это позволяет конструкция здания. В числе достоинств новых лифтов — повышенная грузоподъемность, бесшумность, плавность хода, скорость, антивандальное покрытие кабины, микропроцессорные станции управления лифтом, огнестойкие двери шахты и машинного помещения и др.Номер публикации: №41 22.10.2021