Параметры публичности: ФАС знает, как сделать тарифообразование в сфере теплоснабжения прозрачным

Параметры публичности: ФАС знает, как сделать тарифообразование в сфере теплоснабжения прозрачным

Параметры публичности: ФАС знает, как сделать тарифообразование в сфере теплоснабжения прозрачным Shutterstock/FOTODOM
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России разработала проект постановления правительства, в котором расписан порядок отслеживания в режиме реального времени параметров тарифных решений в сфере теплоснабжения. Как сообщили «Стройгазете» в пресс-службе ведомства, документ уже прошел общественное обсуждение на портале проектов нормативных правовых актов, и в настоящее время все поступившие от граждан предложения находятся на рассмотрении у экспертного сообщества. Проходит проект постановления сейчас и экспертизу в Минюсте РФ и уже в ближайшее время будет возвращен разработчикам с соответствующими формальными уточнениями.

Суть инициативы ФАС — в унификации экспертных заключений региональных тарифных органов и последующем их рассмотрении в онлайн-формате. «Это исключит субъективный подход при установлении тарифов, сведет к минимуму человеческий фактор и повысит открытость и прозрачность принятия тарифных решений», — подчеркнули «СГ» антимонопольщики.

Учитывая, что в данной сфере ранее было принято немало не слишком продуманных решений, появление еще одного регулирующего акта вызывает вполне обоснованные опасения. Однако член рабочей группы при экспертном совете по ЖКХ при ФАС России Ольга Гиличинская считает, что реализация данного предложения не создаст особых сложностей для ресурсоснабжающих организаций (РСО), которые сегодня зажаты в очень жесткие рамки в процессе общения с госорганами. Это происходит из-за того, что регуляторы на местах сами находятся в «клещах» индексов и требований губернаторов о неповышении тарифов, поэтому в массе своей действуют достаточно волюнтаристски в отношении РСО. Вследствие этого многие организации (особенно мелкие) работают, что называется, «планово-убыточно». В такой ситуации определенная публичность экспертных заключений хотя бы заставит органы регулирования расписывать свои решения. «Приходится констатировать, что на сегодняшний день мы сталкиваемся со случаями, когда экспертные заключения либо не оформляются, либо не предоставляются РСО, — рассказывает Ольга Гиличинская. — Когда же регулируемые организации просят предоставить им экспертные заключения, то они приходят зачастую такого содержания: «РСО просила на ремонт 20 млн рублей, но мы даем 10, потому что считаем их обоснованными».

В связи с вышесказанным эксперт надеется, что появление типового экспертного заключения и, самое главное, все-таки достаточно жестких требований о правилах регулирования поможет «повернуть органы регулирования лицом к РСО».

Принятие документа также является достаточно важным делом, если посмотреть на ситуацию с точки зрения ознакомления с процессом обоснования тарифных решений общественности, которая зачастую жаждет увидеть в тарифах некие скрытые или коррупционные источники доходов. Документ поможет повысить прозрачность в этой сфере, полагает эксперт, и также окажет содействие тому, чтобы с разных трибун меньше произносилось невыверенных предложений об учете в тарифах различных «неведомых» затрат, которых в них быть не должно.

Вместе с тем, Ольга Гиличинская полагает, что в деле повышения прозрачности важно не переступить тонкую грань и не впасть в излишнюю публичность. «Если хотите просто ознакомиться с тем, как формируется тариф, — нет проблем, — считает она. — Но тарифами должны заниматься квалифицированные специалисты. В этой сфере нужен профессиональный жесткий режим коммуникации, чтобы не разводить никому не нужные прения».

В целом, экспертное сообщество большие надежды все же возлагает на внедрение эталонных тарифов. «Мы думаем, что эталонизация поможет сдвинуть дело тарифного регулирования в лучшую сторону», — отметила Ольга Гиличинская. При этом, по ее мнению, эталонизация тоже несет определенные риски, если ее внедрение будет идти без определенного аналитического сопровождения. Ведь есть северные регионы, где в свое время вкладывались большие бюджетные средства в инфраструктуру. И там есть города, где реальный износ коммунальных сетей не превышает 20-30%. А с другой стороны, в центре страны и в южных регионах средний износ бывает под 80%. И поэтому эталонизировать предприятия со столь разными показателями и давать им одинаковые деньги на содержание и ремонты — тоже было бы неправильно. Соответственно, необходимо вводить серьезную градацию. Но этот вопрос на уровне ФАС пока не продуман и не решен.

Ольга ГИЛИЧИНСКАЯ, член рабочей группы при экспертном совете по ЖКХ при ФАС России:

Ольга ГИЛИЧИНСКАЯ.jpg

«Сегодня в одном и том же регионе, в аналогичных РСО, можно увидеть тарифы и в две, и в три тысячи рублей за одну гигакалорию. Но так быть не должно. Получение экспертного заключения призвано устранить такую дискриминацию»



Теги: