Shutterstock/FOTODOM
Координатор НОПРИЗ и НОСТРОЙ по Сибирскому федеральному округу, председатель Комиссии по вопросам ЖКХ, градостроительства, дорожного комплекса Общественной палаты Новосибирской области Максим Федорченко акцентировал внимание на изменении стратегического вектора «профильных» нацпроектов: если раньше они были направлены на поддержание и стимулирование строительства, то теперь — на создание комфортной городской среды и системное решение проблем в сфере ЖКХ.
Приоритеты для финансирования
В регионах федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» реализуется через соглашения с профильными подразделениями местной власти, которыми устанавливаются целевые показатели и структура финансирования. Так, в столице Сибирского федерального округа Новосибирске до 2030 года должно быть благоустроено 637 общественных пространств, в том числе в 2025 году — 113. По информации и. о. министра ЖКХ и энергетики Новосибирской области Степана Рахманова, на мероприятия по благоустройству в 2025 году муниципальным образованиям НСО выделено 789,9 млн рублей субсидий.
Еще один ресурс финансирования благоустройства — участие местных проектов во Всероссийском конкурсе создания комфортной городской среды. Например, объем финансирования проектов-победителей в Новосибирской области — 552,1 млн рублей, в том числе средства регионального бюджета — 300,7 млн. В 2024 году победителями признаны «Благоустройство центральной площади» в Барабинске, «Благоустройство центральной площади» в Купине, «Благоустройство парковой зоны» в Тогучине.
Степан Рахманов обратил внимание, что в свободном выборе объектов для благоустройства приняло участие более 209 тыс. жителей региона: своим голосованием они определили приоритеты для бюджетного финансирования.
Максим Федорченко поднял вопрос эксплуатации крупных объектов благоустройства в небольших провинциальных муниципалитетах: зачастую на эти цели в районах нет денег, и без должного ухода объекты рискуют прийти в запустение. Предложено внести эксплуатационное обслуживание упомянутых объектов в перечень обязанностей профильных структур региональной власти.
О некоторых общих для российских региональных операторов проблемах, возникающих при формировании фондов капремонта (ФКР) многоквартирных домов (МКД), рассказал исполнительный директор Фонда модернизации и развития ЖКХ муниципальных образований НСО Дмитрий Кулешов. В их числе ограниченный тремя годами срок исковой давности при взыскании старых задолженностей, выявляемых при смене способа формирования ФКР конкретного дома (со спецсчета — на общий счет регионального оператора) или накапливающихся из-за отсутствия регистрации объектов недвижимости или права собственности в ЕГРН (когда недвижимость была приватизирована до 1998 года, когда она является муниципальным или федеральным имуществом, или если в ЕГРН просочилась информация с ошибками).
Для исправления ситуации предлагается внести изменения в ст. 196 Гражданского кодекса РФ, освободив региональных операторов от ограничения сроков исковой давности при взыскании задолженностей по взносам на капремонт МКД.
Работа со спецсчетами
Отдельная боль — работа со спецсчетами. Новосибирская область входит в число российских лидеров по спецсчетам: в столице СФО такой способ формирования фондов капремонта выбрали жители почти 30% многоквартирных домов. «Есть практика успешного использования данного механизма советами МКД и ТСЖ в Новосибирской области. Однако здесь же возникает и немало проблем, с которыми сталкивается большинство регионов», — подчеркнул Дмитрий Кулешов. Во-первых, взыскивать долги по взносам на спецсчет, согласно Жилищному кодексу (ЖК) РФ, вправе только сами собственники общего имущества МКД, а они этим заниматься не хотят. Отсутствие судебной работы ведет к возрастанию дебиторской задолженности; так, только по спецсчетам, находящимся в ведении регоператора Новосибирской области, задолженность граждан с 1 января 2024 года по 1 октября 2025 выросла с 800 млн до 1,1 млрд рублей.
Во-вторых, нередко средства, собранные на спецсчетах для капитального ремонта, фактически идут на оплату текущего ремонта, благоустройство дворов и т. п. «А потом дома с нулем на спецсчете решают перейти на общий счет, и по-настоящему необходимые им работы приходится оплачивать в долг из общего котла», — уточнил Дмитрий Кулешов. Кроме того, часто при капремонте, финансируемом со спецсчетов, отсутствует проверка достоверности определения сметной стоимости, работы ведутся без стройконтроля, с нарушением плановых сроков, а сведения о проведенном ремонте не передаются в управляющую компанию для актуализации региональной программы.
И. о. руководителя Государственной жилищной инспекции Новосибирской области Наталья Чернышова рекомендовала подготовить изменения в ЖК РФ, которые позволят конкретизировать правовую основу взаимодействия собственников, формирующих ФКР на спецсчете, подрядных строительных компаний, регионального оператора и ГЖИ. Необходимо добиться полной ясности для жителей в части определения видов, объемов, порядка и сроков выполнения работ по капитальному ремонту.
Наладить контакт
Председатель Общественного совета при ГЖИ Новосибирской области Владимир Ермола рассказал о проблемах взаимодействия собственников недвижимости с управляющими компаниями.
Среди причин неумения УК установить нужный контакт с собственниками он назвал отсутствие соответствующего опыта и квалификации у руководства управляющей организации, плохую подготовку персонала и — шире — общий кадровый дефицит в сфере ЖКХ.
Но не только УК виноваты в плохом управлении. «Собственники все чаще уклоняются от участия в собраниях — во многом это становится фактором, провоцирующим появление поддельных подписей, протоколов, — указал Владимир Ермола. — Отмечается и низкий уровень технических знаний советов МКД, старших по дому, председателей советов МКД и ТСЖ. Мы наблюдаем иждивенческое стремление собственников «экономить» на содержании и обслуживании жилья путем снижения перечня необходимых услуг и отказа от приемлемых (а не заниженных) тарифов на управление и содержание».
По оценке Владимира Ермолы, в регионах России широко распространено безразличное отношение собственников к общему имуществу МКД: люди пребывают в заблуждении, что их собственностью является только их квартира, поэтому их не интересуют дырявые крыши, затопленные подвалы и прочее, и они искренне не считают нужным платить за приведение в нормативное состояние данного имущества.
Владимир Ермола озвучил ряд предложений для преодоления этой ситуации. Первое — разработать муниципальные тарифы на управление и содержание под разные категории МКД (не ниже тех, что реально требуются для нормального обслуживания домов). Второе — принять единые стандарты по управлению МКД; их проекты еще в 2024 году подготовлены и представлены Фондом «Институт экономики города», но пока остаются на стадии рассмотрения. Третье — предусмотреть ответственность собственников за уклонение от участия в общих собраниях и несоблюдение правил обслуживания и содержания многоквартирных домов. Четвертое — определить минимально необходимый уровень технических знаний в сфере ЖКХ для председателей ТСЖ, ЖСК, советов МКД, предусмотрев процедуру их аттестации.
Наталья Чернышова отметила, что управляющие компании нередко становятся мишенью для «потребительских» атак. Она привела пример, когда один чрезмерно активный гражданин одержал сокрушительную победу над УК: ее лишили лицензии, а директору выписали штраф на 2 млн рублей. Такого печального исхода можно избежать, но для этого УК нельзя прекращать подготовку ответов на жалобы «токсичного» жителя. Отвлечения больших ресурсов тут не требуется, УК просто должна исполнять приказ Минстроя от 07.02.2024 №79-пр «Об установлении состава информации в ГИС ЖКХ, обязательное размещение которой предусмотрено федеральным законом от 21.07.2014 №209-ФЗ». Если УК аккуратно размещает в ГИС ЖКХ всю информацию, определенную данным документом, то на большинство запросов граждан ответы найдутся в системе, и управляющей компании остается лишь лаконично переадресовывать жалобщика на тот или иной раздел ГИС ЖКХ, и обвинить УК в игнорировании запросов собственника станет невозможно.
Номер публикации: №39 24.10.2025