Проект Стратегии развития ЖКХ до 2035 года стал главной темой итогового заседания президиума Общественного совета при Минстрое России.
Открывая заседание, глава Минстроя России Владимир Якушев отметил, что Стратегия — это документ, в котором необходимо отразить основные проблемы отрасли и варианты их решения. «Наверно, ничто в этой жизни не бывает абсолютно верным и правильным, но наша задача состоит в том, чтобы за разработанный текст Стратегии нам не было стыдно, — сказал министр. — На сегодняшний день документ находится на согласовании на площадке других федеральных органов исполнительной власти, и, надеюсь, на выходе мы получим документ, который будет максимально приближен к реальной жизни». По мнению главы Минстроя, надо изложить цели Стратегии так, чтобы любой человек с «определенным уровнем образования» мог найти в нем ответы на волнующие его вопросы.
Как известно, основная цель реализации Стратегии состоит в обеспечении жителей страны доступными и качественными жилищными и коммунальными услугами. Добиться этого предполагается за счет реализации целого комплекса мероприятий, среди которых следует отметить переход от системы управления отраслью по нормативному состоянию к управлению по фактическому состоянию, повышение энергоэффективности и энергосбережения, синхронизация планов развития территорий со схемами снабжения коммунальными ресурсами и ряд других.
Нельзя забывать и о проблемах. В своем выступлении перед членами ОС заместитель министра строительства и ЖКХ Максим Егоров назвал факторы, которые затрудняют развитие отрасли. Прежде всего, это высокий износ объектов коммунальной инфраструктуры и недостаточный инвестиционный ресурс, особенно в малых муниципальных образованиях, недостаточность механизмов стимулирования энергосбережения, низкий уровень цифровизации, нехватка квалифицированных кадров. Негативную роль играет также отсутствие культуры потребления и оплаты услуг сектора населением, недостаточная ответственность собственников жилья.
Выступившие на заседании члены ОС высказали ряд соображений по проекту Стратегии. Так, председатель Общественного совета Сергей Степашин напомнил о том, что предыдущая Стратегия (до 2020 года) осталась фактически нереализованной. «Поэтому я рассчитываю, что новая Стратегия будет более предметной, конкретной и ресурсообеспеченной», — подчеркнул Степашин. По его мнению, документ следует максимально нацелить на кардинальное повышение энергоэффективности ЖКХ, этот инструмент должен стать одним из основных рычагов по решению имеющихся в этой сфере проблем.
Руководитель комиссии по ЖКХ ОС при Минстрое Алексей Макрушин считает, что Стратегия должна быть направлена на конечный результат в виде практических или законодательных изменений, а для этого ряд положений документа следует конкретизировать и дополнить. «Мы договорились с Минстроем о том, что в министерство будут представлены предложения, касающиеся сферы обращения с отходами, — сказал Алексей Макрушин. — Также есть вопрос, связанный с тем, что стратегия не описывает деятельность Фонда содействия реформированию ЖКХ, хотя это ключевой институт развития в этой сфере, надо обязательно прописать его роль». Кроме того, в Стратегию также должны быть включены вопросы стимулирования инвестиций в ЖКХ и регулирования деятельности государственного жилищного надзора.
В целом, по мнению Макрушина, в Стратегии пока нет четкого ответа на вопрос, куда будет двигаться отрасль: в сторону рыночных отношений или в сторону усиления роли государства и госрегулирования? А ведь от этого будут зависеть акценты при решении многих проблем. Нужно ли, например, стимулировать развитие спецсчетов или следует решать вопросы капремонта преимущественно через коллективные фонды? «Требуется выбрать приоритеты и решить, кто главный — собственник или государство?» — сказал Алексей Макрушин. Одним из главных эксперт считает вопрос о тарифном регулировании. «Если мы не посчитаем куда и за чей счет мы хотим прийти, то успеха не будет», — заявил он.
Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева тоже считает, что пока Стратегия не говорит, как пройти целый ряд «развилок». «Если собственник главный, то мы должны его полномочия усиливать, — сказала она. — Пока в документе нет конкретики и целевых ориентиров, странно, что не упоминается программа по повышению энергоэффективности». По мнению Разворотневой, в документе необходимо четче обозначить 2-4 ключевые цели и набор мер по их достижению.
Подытоживая дискуссию, Сергей Степашин отметил, что при работе над документом его разработчики сознательно избегали слишком детальной конкретизации и стремились учесть разнообразие имеющихся экспертных мнений. Им также приходилось принимать во внимание взаимосвязи Стратегии с другими документами и ряд ограничений. Глава ОС предложил продолжить работу над документом и обязательно провести оценку необходимых для его реализации финансовых ресурсов. «Без такого аудита многие положения и целевые показатели Стратегии могут остаться на бумаге», — подчеркнул Сергей Степашин.
Справочно:
Разработкой Стратегии занимались 11 проектных команд по направлениям: основные принципы стратегии развития ЖКХ, теплоснабжение, водоснабжение, жилищная сфера, инвестиции, платежная дисциплина, нормирование и техрегулирование отрасли, энергоэффективность, цифровизация, экология, кадровая политика.
Номер публикации: №51 27.12.2019