Депутаты решили озаботиться юрисдикцией компаний, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) России. Межфракционная рабочая группа Госдумы РФ под руководством заместителя председателя нижней палаты парламента Ирины Яровой разработала законодательную инициативу, которая вводит непреодолимые ограничения на пути офшорных фирм, желающих принять участие в концессионных коммунальных проектах в стране.
Предложенный ею законопроект №216246-8 вносит изменения в статью 40 Федерального закона «О концессионных соглашениях» и прямо устанавливает запрет «для юридических лиц, зарегистрированных в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим», выступать в качестве концессионеров по объектам теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем».
Авторы документа указывают, что он соответствует части третьей статьи 104 Конституции РФ и статье 105 Регламента Госдумы. Ранее идея законопроекта была обсуждена и поддержана на заседаниях межфракционной рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства в целях правового обеспечения и развития концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоотведения и водоснабжения. В ходе состоявшихся дискуссий содержащиеся в нем предложения были также концептуально поддержаны Минстроем, Минюстом, Минфином, Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой России.
Инициатива межфракционной группы уже включена в планы Госдумы, и работа над ее совершенствованием началась. В отзыве депутатов профильного Комитета по экономической политике предложено включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы парламента в период осенней сессии 2022 года. Все отзывы, предложения и замечания по нему предполагается получить уже до 24 ноября. В пояснительной записке к тексту законопроекта уточняется, что его главная цель состоит в том, чтобы обеспечить безопасность объектов ЖКХ, относящихся к числу критически важных, а также повысить качество услуг, предоставляемых концессионерами.
В комментарии «Стройгазете» эксперт тематической площадки Общероссийского народного фронта «Жилье и городская среда» Павел Склянчук отметил, что деофшоризация сферы ЖКХ сегодня рассматривается сквозь призму национальной безопасности и заслуживает поддержки. Он напомнил, что когда-то по этим же соображениям было запрещено акционирование водоканалов. Затем был введен запрет на обслуживание многоквартирных домов управляющими компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах. «Сегодня заключено несколько тысяч концессионных соглашений в ЖКХ, при этом компании не обязаны раскрывать своих конечных владельцев. То есть сегодня государство не знает, куда уходят налоги от реализации инвестпрограмм в ЖКХ — в бюджет или в офшор», — описывает риски эксперт.
По его мнению, с одной стороны, указанная ситуация может быть следствием минимизации налогообложения в условиях социально ориентированной тарифной политики, ведь концессионер все-таки рассчитывает на прибыль. С другой стороны, нельзя доверять бизнесу безопасность работы систем жизнеобеспечения, от которых зависят десятки и сотни тысяч граждан, если собственника невозможно будет привлечь к ответственности за нарушение им законодательства.
Как считает Павел Склянчук, в случае принятия законопроекта важно будет установить, распространится ли он на действующие концессии или будет регулировать только на правоотношения, возникшие после вступления закона в силу. В первом случае, скорее всего, придется в «ручном режиме» либо перерегистрироваться, либо в суде рассматривать вопрос о расторжении концессионного соглашения. Во втором случае это будет более гуманно с точки зрения соблюдения гарантий государства перед бизнесом, но все проекты с участием подконтрольных иностранным инвесторам компаний попадут «на карандаш».
Кстати:
Законопроект №216246-8 вводит норму, что концессионером не могут являться юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности, либо которые находятся под прямым или косвенным контролем таких лиц.