Нормативная перезагрузка: эксперты в сфере ЖКХ провели аудит последних законодательных изменений

Нормативная перезагрузка: эксперты в сфере ЖКХ провели аудит последних законодательных изменений

Нормативная перезагрузка: эксперты в сфере ЖКХ провели аудит последних законодательных изменений t.me/r1_gkh
В конце прошлой недели в Москве состоялась VIII Итоговая конференция для управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов. Ее организатором стала Ассоциация «Р1» — одно из крупнейших отраслевых объединений, собравшее под своей «крышей» представителей госорганов, управленцев, юристов и профильных экспертов, специализирующихся на решении проблем жилищно-коммунального хозяйства. Организаторы назвали свой форум «Перезагрузка-2025» — и в каждом втором выступлении спикеры подводили итоги работы во «вверенных» им секторах деятельности и акцентировали внимание аудитории на решениях, которые помогут «перезагрузить» ЖКХ и сделать его более эффективным.

Большое внимание на конференции было уделено потенциалу использования искусственного интеллекта при управлении общедомовыми системами и сервисами. Как считают эксперты в сфере цифровизации Борис Валит и Михаил Комов, нейросети могут существенно упростить работу менеджмента управляющих компаний (УК), помогая найти нужных специалистов (а их нехватка, пожалуй, сегодня проблема №1 на рынке), но и оптимизировать процессы в компании. «Внедрение этих технологий требует внимания к деталям и знания нюансов конкретного бизнеса. Например, нейросеть может быстро обрабатывать юридические данные и предоставлять нужную информацию для решения вопросов с клиентами», — отметил Михаил Комов.

Эти вопросы были более подробно рассмотрены на секции «Сервисология: опыт лидеров рынка». По словам заместителя коммерческого директора компании Doma. ai Олеси Лещенко, сегодня важно полнее задействовать цифровые технологии для развития и поддержания отношений с клиентами: «Современные технологии дают нам возможность превращать УК в цифровые сервисные организации, позволяют удерживать внимание клиентов, расширять спектр услуг и делать взаимодействие более комфортным».

Примеров использования прогрессивных решений на основе функционала цифровых приложений на рынке хватает. Например, УК «Люмьер-Комфорт» внедрила новые формы общения с жителями через цифровую платформу «Из первых уст». Используя ее, жители получают доступ к данным о доме через Telegram-канал, а директор организации отвечает на вопросы собственников в видеороликах. А в ЖСК №2 Красногвардейского района внедрили АИС «Управление санитарным содержанием МОП в МКД» — система автоматизирует графики уборки и контролирует качество работы исполнителей без необходимости выезда на место. Интересную экономическую модель разработали в УК «Батлер», там провели исследование рынка и предложили решение по переходу от фиксированной оплаты труда и штата к динамической модели «уберизации». Такой подход позволяет УК использовать быстрые выплаты исполнителям и менять внутренние процессы для улучшения работы. «Все эти новшества повышают эффективность и вносят вклад в развитие отрасли», — считает руководитель Ассоциации «Р1» Ирэн Парсамян.

О некоторых новеллах в законодательстве рассказала эксперт по размещению информации в системе ГИС ЖКХ Маргарита Кобко. По ее мнению, после 1 сентября 2024 года, когда начал действовать приказ №79/ пр, можно сказать, наступила новая эпоха работы с этой системой. Корректировки, внесенные в работу УК и ТСЖ в системе, масштабные, в том числе потому, что на их представителей теперь возложена обязанность указывать СНИЛС собственников. Изменения коснутся и форм организации управления домами. Как известно, недавно Владимир Путин подписал закон, которым вводятся правила проведения онлайн-собраний в МКД с использованием функционала Госуслуг и ГИС ЖКХ. Также, согласно его нормам, собственники с марта 2025 года не смогут больше использовать иные информационные системы для такого формата общих собраний собственников (ОСС), а сформированное в ГИС ЖКХ уведомление о предстоящем собрании будет автоматически передаваться в личный кабинет собственника на едином портале (ч. 4 ст. 47.1 ЖК РФ). Также туда «грузятся» сведения о принятых решениях и протоколах ОСС. Причем сообщения, отправляемые через ГИС ЖКХ или Госуслуги, признаются юридически значимыми и считаются доставленными, если собственник зашел в свой личный кабинет на едином портале, используя систему идентификации (ЕСИА). Также эксперт напомнила, что с 1 марта 2025 года изменится ч. 13 ст. 47.1 ЖК РФ, вследствие чего жители многоквартирного дома больше не смогут использовать иные информационные системы для голосования на ОСС — только государственные и региональные. И согласно ч. 3 ст. 3 463-ФЗ, такой способ разрешен только в том случае, если уведомления о собрании отправлены до вступления закона в силу.

В своем выступлении Ирэн Парсамян коснулась изменений в Налоговом кодексе. В частности, согласно 362-ФЗ (от 29.10.2024), страховые взносы с вознаграждений Советов МКД теперь начисляются только при наличии трудового договора. Эксперт позитивно оценила эти изменения: «Освобождение вознаграждений Советов МКД от страховых взносов наконец стабилизировало ситуацию. Существование этой нормы помогает избежать ненужных конфликтов и сложностей, что стало первым шагом к упрощению системы». Также в ходе двухдневной работы участники форума обсудили многие другие вопросы, возникающие в ходе управления многоквартирным жилым фондом, разобрали противоречия в законодательстве и наметили эффективные стратегии развития предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению. В завершение конференции прошло торжественное награждение победителей конкурса «Лидер перемен».