Действующие правила предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) были утверждены в 2011 году и уже не полностью отвечают текущим требованиям жизни. В настоящее время Министерством строительства и ЖКХ РФ ведется обстоятельная работа над новой редакцией этого документа. Ожидается, что он будет обнародован до конца декабря. Недавно «Стройгазета» опубликовала статью, в которой профильные эксперты высказали ряд инициатив, которые они предлагают зафиксировать в новых правилах («СГ» №47, с. 9). Учитывая важность темы, мы решили продолжить собирать мнения членов профессионального сообщества и надеемся, что дискуссия на страницах издания поможет тому, чтобы новые правила предоставления ЖКУ вобрали в себя лучшие идеи и новации. На этот раз предоставляем слово заместителю исполнительного директора «ЖКХ Контроль» Андрею КОСТЯНОВУ:
«Если говорить кратко и задавать себе вопрос «устарели ли правила?», то можно ответить «безусловно», причем по многим аспектам. Самое большое направление — это порядок расчета и начисления платы за отопление и горячее водоснабжение, наличие различных систем подготовки ресурса, индивидуальные тепловые пункты, крышные котельные, переход в прошлом от оплаты общедомовых нужд (ОДН) на оплату коммунальных ресурсов на содержание общего имущества (КР на СОИ), применение различных схем расчетов, решения Конституционного суда относительно правил применения приборов учета тепла, определения качества коммунальной инфраструктуры. И это только те темы, которые видны на первый взгляд, подробнее об этом расскажут представители отрасли и тепловики. Можно также говорить о внедрении интеллектуальных систем в многоквартирные дома, снятии показаний дистанционно. Однако везде, где у нас присутствуют «умные» приборы, мы говорим только про учет количества, забывая про качество коммунальной услуги и сложности с подтверждением ее ненадлежащего качества, отсутствие возможности авансовой оплаты коммунальных услуг, необходимость в обязательном порядке заявлять требование о перерасчете платы за ЖКУ в случае ненадлежащего выполнения исполнителем коммунальной услуги своих обязательств, хотя наладить систему автоматических перерасчетов «по факту» не всегда затруднительно.
Отдельная тема — это расчет платы за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО). До сих пор не решен вопрос с перерасчетом платы за вывоз ТКО в случае отсутствия собственника в жилом помещении более пяти дней, если расчет платы происходит исходя из квадратных метров, принадлежащих данному лицу. Не решен вопрос стимулирования собственников к раздельному сбору отходов, хотя весь цивилизованный мир в случае сортировки платит меньше. Не решена и проблема оплаты услуги вывоза ТКО по фактическому накоплению, что актуально для домов с оживленными внутридворовыми проездами. Санкции и штрафы за некачественные коммунальные услуги надо увеличивать кратно, так как действующие сегодня санкции не стимулируют производителя и поставщика ЖКУ оказывать услуги надлежащим образом. Следует дать возможность поставщикам услуг при наличии задолженности ограничивать и прекращать поставку ЖКУ, в том числе по холодной воде, водоотведению и отоплению, в том случае, если данные действия не повлияют на остальных собственников и жителей. И необходимо установить обязательный порядок уведомления собственника о визите специалиста по сверке показаний приборов учета и по проверке внутриквартирного газового оборудования (ВКГО)».