
Он также подчеркнул, что в рамках реализации мероприятий программы «запланирован большой объем работ». В частности, планируется к 2030 году построить и реконструировать более 2 тыс. объектов питьевого водоснабжения.
Качество для миллионов
В целом основная задача, которая стоит перед всеми органами власти при исполнении мероприятий программы заключается в том, чтобы «обеспечить качество коммунальных услуг для 20 млн человек».
Напомним, что поручение подготовить масштабную программу модернизации сферы ЖКХ правительству в конце прошлого года дал непосредственно президент Владимир Путин. Необходимость ее формирования связана с наличием системных проблем в «коммуналке». Хотя правительство в предшествующие годы предметно занималось этой сферой, пока, как ранее признавал Марат Хуснуллин, в целом износ инженерных коммуникаций в стране происходил более быстрыми темпами, чем их обновление. И как раз начало реализации масштабной программы, которая станет ключевой для Минстроя России на ближайшие годы, должно помочь уже в 2025 году «переломить этот тренд в позитивную сторону».
Добиться этого будет непросто, но предполагаемая сумма потенциальных инвестиций в сферу ЖКХ дает на это надежду. «4,5 трлн рублей — это та цифра, которую дважды обозначил в своих посланиях президент. И это, что называется, по максимуму, потому как никогда ранее такого большого финансирования не было. Если смотреть по году — это примерно в районе 1,5 трлн рублей, тогда как нынешние программы не превышают в объеме 300 млрд рублей», — отмечает эксперт направления «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук.
При этом увеличение финансирования находится в тесной связке с уровнем подготовки проектов, для которых предназначены эти средства. А вот с этим как раз сложно. Поэтому вопрос стоит не столько о том, хватит ли выделенных 4,5 трлн для достижения целей программы, а о том, хватит ли у регионов возможностей освоить эти суммы. А если еще точнее — представить под них проработанные качественные проекты и грамотно организовать инвестиционно-строительные процессы.
Пока с этим на местах имеются проблемы. И, как сожалеет эксперт, в том числе не предусмотрено выделение федеральных бюджетных средств на подготовку проектно-сметной документации.
Аварийные меры
Одновременно надо учитывать, полагает Павел Склянчук, что выделяемые ныне на ЖКХ федеральные средства — это уже аварийные меры, так как эта сфера находится в ведении субъектов и муниципалитетов. Но помощь центра совершенно необходима, в противном случае продолжающаяся деградация «коммуналки» и многочисленные аварии начнут угрожать стабильности в стране.
Конечно, приводимые официальной статистикой проценты износа коммунальной инфраструктуры являются во многом условными. Эти данные нужны с точки зрения действующих механизмов исполнения бюджетного кодекса, который регулирует процессы проводки средств. То же самое относится и к цифре в 20 млн граждан, которым программа поможет улучшить качество жилищно-коммунальных условий. Надо понимать, что в действующей системе чем больше людей проживает в городе, тем больше вероятность, что к ним «придет» финансирование. От этого, кстати, страдают жители малых городов и небольших населенных пунктов.
Как оценить эффективность?
При этом Павел Склянчук предупреждает, что оценить конечную эффективность реализации программы будет весьма сложно. Дело в том, что централизованными коммунальными услугами уже охвачены 100 млн россиян — практически все городское население. Поэтому многие из тех 20 млн человек, которым программа улучшит условия проживания, этого могут не заметить, так как они уже получают устойчивое электрои теплоснабжение. И если вода из крана течет не ржавая, то простому человеку невозможно оценить на вкус, насколько ее качество соответствует СанПиН. «Нет единой шкалы эффективности. И давно замечена закономерность, что сколько в ЖКХ средств ни вбухивали, отношение населения к этой сфере практически не менялось. Поэтому нет прямой зависимости между объемом инвестированных средств и социальным эффектом от этого», — считает эксперт.
Тем не менее, он надеется, что удастся преодолеть многие сложности и барьеры на пути реализации программы. В том числе получится наладить надежные и прозрачные механизмы для работы частных инвестиций и изыскать их, а также дополнительный импульс получит развитие децентрализованных систем поставки тепла в небольших городах, где коммунальные системы крайне неэффективны. Плюс следует упростить запутанную систему тарифообразования и расширить горизонт индексации тарифов хоть бы на пять лет вперед. И наконец, начать использовать современные технологии в ЖКХ и пересмотреть в сторону повышения зарплаты работников этой сферы.
«Без этого мы реформу ЖКХ никогда не завершим», — резюмировал Павел Склянчук
Номер публикации: №30 22.08.2025