
Однако недавно правительство внесло в текст законопроекта ряд необходимых изменений, что сняло препятствия для его оперативного утверждения в нижней палате парламента. А 18 июня Совет Федерации вынес постановление об одобрении ФЗ №107057-7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статьи 6 и 7 федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (в части совершенствования системы государственного учета жилищного фонда). Теперь ожидается его скорое подписание президентом.
Если кратко, то главное предназначение закона — обеспечить правовые условия для восстановления и осуществления действенного контроля за техническим состоянием многоквартирных домов (МКД). Речь идет о возвращении к системе, когда эти функции — в целом успешно — выполняли многочисленные подразделения Бюро технической инвентаризации (БТИ). Правда, сейчас это будет происходить на совершенно ином техническом уровне, в условиях повсеместного распространения электронных информационных систем.
В частности, закон вносит поправки в Жилищный кодекс РФ и статьи 6 и 7 федерального закона №209-ФЗ. Согласно им, отныне застройщики, управляющие организации, товарищества собственников жилья, кооперативы, а также некоторые ведомства будут вносить в государственную информационную систему (ГИС ЖКХ) данные, из которых сформируются электронные паспорта на каждый многоквартирный и индивидуальный жилой дом.
А в часть 1 статьи 6 закона №209-ФЗ добавлены параграфы 6.1 и 6.2, регламентирующие, о каких сведениях идет речь. В частности, в ГИС ЖКХ обязательно будет фиксироваться информация о результатах технического обследования дома и эксплуатационного контроля, государственного мониторинга. Также ответственным за дом организациям будет необходимо внести в систему данные о состоянии отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем МКД, об изменении их состава и степени износа. Таким образом, в ГИС должна быть отображена вся значимая информация о каждом конкретном МКД и обо всех изменениях, которые существенно влияют на функциональное состояние здания в период эксплуатации.
В силу новый закон вступит 1 марта 2026 года. За оставшееся до этой даты время Минстрой России должен подготовить необходимые нормативные документы, обеспечивающие реализацию его норм.
Значение нового закона и связанные с ним ожидания весьма велики. Ожидается, что реализация его норм повысит прозрачность управления жилым фондом и улучшит качество его эксплуатации, что важно для жителей МКД.
В судьбе нормативного акта деятельное участие приняла заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. В комментарии «Стройгазете» в числе важных моментов она отметила, что в принятом законе говорится о том, что Минстроем России будут утверждены форма и содержание электронных паспортов домов, а также сроки размещения информации для них в системе. Заполнять эти паспорта придется преимущественно управляющим компаниям.
«Это не первая наша попытка заставить управляющие компании осуществлять технический учет дома. И, откровенно говоря, полнота и достоверность такой информации будут зависеть от их желания и возможностей, от наличия в их составе квалифицированных специалистов», — сказала Светлана Разворотнева.
Кроме того, по замыслу авторов закона, в таких электронных паспортах будут аккумулироваться данные из других источников, в частности, из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), из жилищной инспекции и от поставщиков коммунальных ресурсов. Но опять же, вопрос о верификации этой информации, о ее полноте и о том, что, в конечном счете, во внесенных в паспорта сведениях является верным, продолжает быть актуальным и беспокоит многих экспертов, полагает Светлана Разворотнева.
По ее словам, в процессе обсуждения и доработки законопроекта удалось прописать право и возможность для регионов создавать собственные бюджетные учреждения, то есть те самые БТИ, которые как раз бы и занимались на системной основе техническим учетом зданий. Однако очевидно, что далеко не все субъекты на это способны.
Так, известно, что уже сейчас, даже в условиях отсутствия законодательных возможностей, 26 регионов сохранили такие БТИ. У них были на это финансовые возможности, и власти в таких субъектах «довольно системно» занимались этой деятельностью. При этом в некоторых субъектах, где работают БТИ, они являются частными организациями.
«Но, к сожалению, для остальных регионов законом предлагается своего рода лайт-вариант, когда все обязанности по техучету возлагаются на управляющие компании и фактически отсутствует контроль за качеством такой работы», — заключила Светлана Разворотнева.
Номер публикации: №23 04.07.2025