
Оба подхода несовершенны, но имеют право на применение. Однако в Минприроды задумались о введении единообразия. Как стало известно, некоторое время назад глава ведомства Дмитрий Патрушев на совещании с представителями регионов поручил им до 29 апреля оценить и отчитаться перед министерством, насколько рационально перейти на систему оплаты услуги по вывозу мусора в зависимости от площади квартиры.
Как подчеркнули в Минприроды, окончательное решение по данному вопросу будут принимать местные власти. Собственно, иного и быть не должно: такие полномочия закреплены за ними законодательством. Однако нельзя исключить, что анализ собранных данных может побудить министерство выступить с инициативой об обязательном введении «нового» порядка оплаты по всей стране. В этом случае большинству регионов придется отказаться от методики оплаты по числу зарегистрированных, которая применяется с советских времен и основывается на проведенном в те годы анализе потребления ресурсов населением в зависимости от времени года.
Разумеется, это приведет к определенным результатам. Как полагает руководитель Комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков, расчет по площадям может в целом увеличить сборы денежных средств с населения и расходы граждан по этой статье. Впрочем, без подробных расчетов точно оценить экономические последствия невозможно. Но очевидно, что для домохозяйств эффект будет зависеть от сочетания двух параметров: количества проживающих и метража жилища. Так, если один-два человека проживают в квартире площадью 100 кв. метров, то им вывоз мусора обойдется дороже, а семья из нескольких человек, ютящаяся в небольшой квартире, при переходе на оплату по метражу станет платить меньше. Но даже в таких типовых ситуациях могут быть исключения, так как многие граждане имеют льготы.
Отметим также, что расчет по площадям шире используется в субъектах с высокой миграционной активностью: это упрощает учет фактически проживающих лиц. Важно также, что, по данным Росреестра, примерно 20% россиян имеют второе жилье, и при расчетах платы за вывоз мусора только на основе количества зарегистрированных жильцов значительная часть этих людей выпадет из системы оплаты услуги, а ее стоимость окажется завышенной.
Все-таки регионы не просто выбрали тот или иной способ взимания платы за услугу, и стоит признать, что каждый из них имеет плюсы и минусы. Но как считает замгендиректора группы «ЭкоЛайн» Елена Вишнякова, справедливым является метод оплаты вывоза мусора на основе площади жилья, поскольку такой принцип применяется для начисления платы за другие коммунальные услуги.
Правда, на это можно возразить, что мусор генерируют люди, а не метры. И хорошо известны ситуации, когда на небольшой площади проживает много людей, нигде не фигурирующих юридически, но производящих существенные объемы отходов, вывоз которых за них оплачивают соседи.
Словом, при любом подходе есть недостатки, избавиться от которых невозможно, так как базой для расчетов являются усредненные показатели. Как следствие, в судах периодически рассматриваются иски недовольных граждан, оспаривающих порядок начисления платы за вывоз мусора.
Как считает заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, в целях совершенствования системы оплаты вывоза ТКО следует последовательно переходить к индивидуальному учету объемов коммунальных отходов, которые выбрасываются гражданами.
В конечном счете, это станет возможным, когда каждая порция мусора станет автоматически учитываться, а сведения об этом фиксироваться в цифровой системе. Технологически это вполне достижимо. Например, собственник имел бы персональный доступ к контейнеру со встроенной функцией персонализированной передачи весовых показателей в УК, в расчетный центр или компанию по вывозу мусора.
Однако пока об этом остается только мечтать. И даже контейнеров, оборудованных датчиками наполненности, сегодня установлено очень мало. Хотя первые подобные баки стали появляться на контейнерных площадках еще в конце 2010-х годов, данная практика по сей день остается экспериментальной. Пилотный проект по установке таких контейнеров в 2024 году запустили Татарстан, Пермский край и Нижегородская область.
Впрочем, в будущем по мере цифровизации и развития коммунальной инфраструктуры переход к системе учета «по факту выброса» может стать вполне реальным. Тем более, что общий вектор совершенствования законодательства этому способствует (новая редакция правил коммерческого учета ТКО, утвержденная постановлением правительства РФ №671). «Расчеты по нормативам — это база, но есть прямо прописанные случаи, когда потребитель может требовать перехода на «факт», и ему нельзя отказать», — напоминает заместитель гендиректора по правовым вопросам и аналитическому сопровождению работы с федеральной схемой ППК «Российский экологический оператор» Алексей Макрушин.
Светлана РАЗВОРОТНЕВА, зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ:

«Оплата вывоза мусора по его фактическим объемам является наиболее справедливой формой, которая бы стимулировала граждан и бизнес уменьшать объемы выбрасываемых ТКО»
Номер публикации: №15 25.04.2025