Курс на капремонт: болевые точки коммунальной сферы обсудили на форуме в Санкт-Петербурге

Курс на капремонт: болевые точки коммунальной сферы обсудили на форуме в Санкт-Петербурге

Курс на капремонт: болевые точки коммунальной сферы обсудили на форуме в Санкт-Петербурге Shutterstock/FOTODOM
В рамках программы капитального ремонта за 10 месяцев года в регионах отремонтировали более 22 тыс. жилых зданий площадью 92,3 млн кв. метров. Об этом на прошлой неделе шла речь на Всероссийском форуме капитального ремонта и эксплуатации жилищного фонда. Центральной темой обсуждения стало дальнейшее развитие системных работ в многоквартирных домах (МКД) на основе тиражирования успешных и уникальных региональных практик.

Открывая пленарную сессию, глава Минстроя России Ирек Файзуллин отметил, что Санкт-Петербург не случайно был выбран местом проведения форума: в нем 36% МКД являются объектами культурного наследия (ОКН), а многие регионы сталкиваются с вызовами, которые возникают при капитальном ремонте таких объектов. По его словам, государство внимательно относится к процессам, происходящим в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также к тому, как управляющие компании следят за состоянием домов. Он подчеркнул важность балансировки всех программ ЖКХ и их финансирования: «Если мы сегодня не вложим в эту программу рубль, завтра будем вкладывать 10 рублей, поэтому требования к крышам и подвалам, чтобы они были всегда в тепле, — основа того, чтобы объекты у нас жили, развивались и мы системно вкладывали в них необходимые средства».

Также глава Минстроя России рассказал о внесении изменений в нормативную базу в части признания объектов жилищного фонда аварийными и отметил работу по подготовке к отопительному периоду. По его словам, в некоторых регионах зима продолжается до девяти месяцев, а противоаварийные тренировки, которые провели в городах с участием представителей Ростехнадзора и органов Госжилназдора, показали, что объекты готовы устойчиво пройти осенне-зимний период. «У нас появилась возможность участвовать в приемке объектов, которой раньше мы не располагали. Реализация этих полномочий — важнейшая работа для нас на сегодняшний день, мы пристально следим за ее выполнением и контролируем во всех регионах и особенно внимательно — в проблемных», — добавил Ирек Файзуллин.

Кадры и деньги

В свою очередь, губернатор Петербурга Александр Беглов, рассказывая о том, как в городе строится работа по капремонту жилья, подчеркнул, что в региональную программу включены более 23 тыс. жилых домов, в 2024 году на капитальный ремонт было выделено oкoлo 8 млрд рублей, выполнен рекордный объем работ, в том числе в исторических зданиях. При этом он выделил две основные проблемы, которые влияют на работу ЖКХ. «Одна из проблем этой сферы, которая тянется за нами еще с советских времен, — недофинансирование. Она усугубляется тем, что если ее не решать, то дома будут разрушаться. Аварийный фонд возникает, потому что он недофинансирован», — считает губернатор. Вторая проблема — дефицит кадров. «Помню, мы в молодости работали дворниками, сторожами, почтальонами, и это не вызывало ни у кого косых взглядов. Сегодня же я что-то не вижу большого количества студентов на этих работах. Нужно активно стараться доносить молодежи, что дело это почетное и нужное», — полагает Александр Беглов.

Системная работа и грамотное управление

Рассказывая об опыте Москвы и путях развития системы управления МКД, заместитель мэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Пётр Бирюков отметил, что сферу ЖКХ часто критикуют, но от этого она становится только сильнее: «С 2010 года Москва системно создает управление комплексом ЖКХ. Сегодня это 500 тыс. сотрудников, которые работают по ста направлениям». Пётр Бирюков подчеркнул, что сотрудники столичного ЖКХ контролируют более 320 млн кв. метров жилых площадей, за последние 15 лет жилой фонд вырос почти на 116 млн кв. метров, ежегодно обновляются 3% коммунальных сетей. «Системный подход к деятельности управления городским хозяйством, проработка вопросов материально-технического обеспечения позволили в рамках прохождения осенне-зимнего периода не иметь ни одной аварии: ни на электросетях, ни на сетях тепло- и водоснабжения», — отметил он. Вице-мэр также подчеркнул, что в следующие 15 лет запланировано строительство более 120 млн кв. метров новых объектов. «У предприятий ЖКХ есть четкие планы на выполнение всех работ, что позволяет нам создавать в Москве удобные и комфортные условия для жизни», — заметил Пётр Бирюков.

Сначала мониторинг

«Проблемы, стоящие пред регионами, — низкая эффективность мониторинга технического состояния МКД и отсутствие системы технического учета жилфонда», — считает председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко. По его словам, в ряде регионов ведется работа по техническому мониторингу и предпроектному состоянию жилых зданий. На основании этих работ будет принято решение о проведении капремонта, выбраны работы и материалы. При этом он подчеркнул, что пока говорить о слаженной системе технического учета еще рано, потому этот вопрос поставлен на парламентский контроль в Совфеде. Также актуальным остается и вопрос нормативного регулирования процедур технического обследования, ведения мониторинга и учета жилищного фонда. «Управляющие организации, органы местного самоуправления и региональные операторы вынуждены использовать большое количество различных ведомственных норм и правил. Необходимо рассмотреть возможность разработки единого документа по проведению технического учета, четкого закрепления полномочий и ответственности за эту работу», — предложил сенатор. Он также обратил внимание на проблему проведения капремонта в домах, где собственники приняли решение перечислять средства на специальные счета. «Законодатель, закрепляя эти правила, пошел по рыночному пути. Он наделил собственников максимальной свободой в выборе способов проведения капремонта и отказался жестко регулировать вопросы контроля за проведением работ. Однако время показало наличие системных проблем, возникающих в таких домах. В большинстве случаев в них ведутся работы по текущему ремонту, а ремонт инженерных систем и конструктивных элементов не осуществляется», — сообщил Андрей Шевченко. Он рассказал и о другой тревожной тенденции, когда проблемные дома переходят к региональному оператору с нулевыми балансами. В таком случае им приходится вести капремонт уже за счет внутренних заимствований. Сегодня назрела необходимость четкого регулирования вопросов организации и осуществления капитального ремонта в таких домах. «Нужна стройная и взаимоувязанная система организации и проведения капитального ремонта, возможности контроля за этим со стороны органов власти», — считает сенатор.

Чувствительная сфера

Говоря о том, почему ЖКХ в последнее время попадает в поле зрения надзорных органов, прокурор Санкт-Петербурга Виктор Мельник сообщил, что эта сфера очень чувствительная, так как от нее зависят комфорт и благополучие жителей. Он также отметил, что прежде всего прокуроров беспокоит то, как при проведении капремонта происходит расходование денежных средств. По его словам, от того, как качественно будет выполнен капремонт и выстроен контроль за финансированием этих работ, и будет зависеть конечный результат. Виктор Мельник также отметил, что прокуратура выявляет факты, когда в программу капремонта включаются дома без учета их реального состояния, и считает несправедливой ситуацию, что деньги, которые отсуживаются у недобросовестных подрядчиков, не могут быть направлены на нужды дома, а идут в бюджет Фонда капремонта. Прокурор также обратил внимание и на такую проблему — зачастую региональные операторы не принимают меры по обеспечению контроля за выполнением работ и не расторгают договоры даже в случаях, когда подрядчики нарушают сроки их выполнения. «Я предлагаю регоператорам инициировать включение недобросовестных подрядчиков в соответствующий реестр. Проработки требуют и механизмы замены неквалифицированных подрядчиков, не справившихся с обязательствами, по вине которых жители могут остаться без коммунальных ресурсов», — отметил Виктор Мельник.

По мнению заместителя министра строительства и ЖКХ Алексея Ересько, в основе реформы ЖКХ должна лежать идентификация стандартов управления МКД. «У нас в домах большое разнообразие инженерных систем, различные конструктивные особенности фасадов и кровли, и нельзя в эксплуатации домов приходить к единому решению. Поэтому мы и рекомендуем применять идентифицированные стандарты в установлении минимального тарифа по управлению МКД, должен быть установлен минимум для нормальной эксплуатации жилых домов», — подчеркнул он. По его словам, эта потребность вызвана тем, что недобросовестные участники рынка демпингуют и сбивают цены, предлагая жителям услуги заведомо ниже себестоимости. Алексей Ересько также предложил создавать гарантирующие компании по управлению многоквартирными домами, которые бы решали проблемы тех домов, которые не выбрали себе управляющие компании. «Это надо делать, потому что, если жители не выбрали способ управления, — это путь для дома в аварийный жилой фонд», — резюмировал он.