
Такое положение является следствием значительных недочетов при организации работы водных объектов и эксплуатации и потреблении воды. В первую очередь, в контрольном ведомстве обращают внимание на недопустимо низкие ставки платы за использование водных ресурсов. Собственно, их незначительная величина и является основным порождающим фактором недофинансирования бюджета. «Например, доля платы за забор воды из водных объектов в себестоимости продаж водопользователей, не являющихся предприятиями электроэнергетики и ЖКХ, составляет менее 0,01 %», — констатирует аудитор Счетной палаты (СП) Андрей Батуркин.
В то же время, проведенные в ведомстве расчеты показали, что увеличение ставок, например, в 10 раз, не повлияет значимо на экономику предприятий, а доля платы за забор воды сохранится на уровне менее 0,1%. Однако при реализации такого сценария увеличение дополнительных доходов бюджета составит почти 32 млрд рублей.
Во-вторых, аудит подтвердил низкий уровень оснащения приборами учета воды клиентов водоканалов. В 2019 году для таких водопользователей был введен повышающий коэффициент в размере 1,1 к ставке платы. Однако проверка показала, что эта мера не помогла снизить количество водопользователей, не имеющих приборов учета, и не стала стимулом для их установки. Как результат, в 2023 году в целом по стране без измерительных приборов было забрано около 33% от общего объема забранных водных ресурсов из поверхностных источников.
Для решения этой проблемы в Счетной палате считают уместным использовать меры финансового стимулирования. Так, в ведомстве рекомендуют правительству увеличить повышающий коэффициент для водопользователей, не имеющих водоизмерительных приборов, с 1,1 до 10.
«Только за первый год применения повышающего коэффициента объем дополнительных поступлений может составить около 2 млрд рублей по водопользователям, не относящимся к льготным категориям, и около 12 млрд рублей по всем», — говорится в материалах аудита.
Кроме того, в СП рекомендовали Минфину внедрить централизованный бюджетный учет доходов, поступающих в виде платы за пользование водными объектами, для всех администраторов данного вида доходов, включая уполномоченные органы регионов.
Эти предложения контрольного ведомства уже были поддержаны представителями водоканалов и в очередной раз инициировали дискуссию о путях решения проблем отрасли водоснабжения и водоотведения (ВиВ). Как напомнила исполнительный директор профильной Ассоциации Елена Довлатова, процесс старения сетей в сфере водоснабжения и водоотведения был запущен много лет назад, он был напрямую связан с глобальным недофинансированием отрасли. «Сегодня, к сожалению, тарифы не покрывают себестоимость услуг водоснабжения и водоотведения и в некоторые периоды времени они индексировались ниже фактического уровня инфляции», — заявила Елена Довлатова.
Кроме того, она указала, что у разных отраслей стоимость коммунального ресурса разная. Так, в энергетике и тепле цифры кратно выше, чем в воде и канализации. И поэтому в результате роста тарифа, например, на базовые 4% они получают больший объем средств, чем водоканалы. В частности, стоимость одного куба питьевой воды составляет 30 рублей (в среднем по России), тогда как стоимость одной гигакалории тепловой энергии уже 2 400 рублей. «Простое сравнение этих двух величин ясно показывает, за счет чего растет совокупный платеж граждан на коммунальные услуги», — констатирует Елена Довлатова.
Таким образом, водоканалы являются заложниками низкой базовой стоимости своих услуг, а индексация тарифов в сфере ВиВ не покрывает потребностей в модернизации инфраструктуры.
В связи с этим исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения считает внедрение повышающих коэффициентов для квартир без счетчиков «очень правильной мерой». «Увеличение коэффициентов заставит установить приборы и платить за воду как «резиновые квартиры», где может проживать и лить воду с десяток человек, так и обычных жителей, которые ранее не нашли время для установки счетчиков», — рассчитывает Елена Довлатова.
Кстати:
По оценке Минстроя России, в стране насчитывается около 7,5 млн квартир, не оборудованных счетчиками холодной воды, и еще 4,6 млн квартир, где отсутствуют приборы учета горячего водопотребления.
Номер публикации: №23 04.07.2025