Ингибитором по коррозии: уральские ученые придумали как противостоять ржавчине

Ингибитором по коррозии: уральские ученые придумали как противостоять ржавчине

Ингибитором по коррозии: уральские ученые придумали как противостоять ржавчине Shutterstock/FOTODOM
К прошедшему Дню российской науки (8 февраля) можно было бы опубликовать помпезный текст о том, как отечественные ученые торят дорогу в будущее, раздвигают горизонты, ломают стереотипы и т. д. Но ведь можно о чем-то конкретном и больном...

Например, как противостоять капризам погоды. Только мы пережили морозы, как температура поднялась выше нуля, вызвав снегопады и ледяные дожди — с «вытекающими последствиями» для автомобилистов, пешеходов и работников ЖКХ. Последним в спешном порядке пришлось обрабатывать многочисленные дороги и тротуары противогололедными материалами (ПГМ). Первое всплывающее в связи с этим слово — «реагент» (преимущественно — соль). Второе — «коррозия», приводящая к разрушению техники, оборудования и сооружений.

Чтобы нарушить эту устоявшуюся взаимосвязь, еще два года назад в России был принят ГОСТ Р 58427-2020 на ПГМ. Как пояснила «Стройгазете» руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова, данный стандарт предъявляет высокие требования к ПГМ в вопросах экологичности и коррозионной активности и вдвое ужесточает нормативы по воздействию на металлические элементы, фактически «запрещая» воздействовать на железо веществами агрессивнее простой воды.

При этом первые противогололедные реагенты были сертифицированы по ГОСТ только в конце прошлого года. Успешную процедуру в Национальной системе сертификации прошли твердые, комбинированные и двухфазные средства борьбы против скользкости, разработанные и произведенные на Уральском заводе противогололедных материалов (УЗПМ).

В беседе с «СГ» главный технолог УЗПМ Дмитрий Лимонов отметил, что для эксплуатации дорог с металлическими перекрытиями, мостов и переходов в Перми был создан реагент с пониженным коэффициентом коррозийного воздействия, в него добавляется специальный ингибитор коррозии — вещество, которое даже при незначительном содержании в материале заметно снижает его коррозионную агрессивность. Что и было доказано лабораторными и натурными испытаниями новинки.

«Коррозионную стойкость, как правило, характеризуют количественными показателями, их выбор определяется видом коррозии и эксплуатационными требованиями, — пояснил специалист. — В соответствии с ГОСТ Р 58427-2020, «коэффициент коррозионной активности» в современных ПГМ должен составлять не более 0,4. Для наглядности его можно привязать к глубинному показателю коррозии, то есть на какую глубину распространилась коррозия за определенный отрезок времени. Например, миллиметры в год. Так вот, указанный в стандарте коэффициент означает, что при толщине металлического листа в 1 мм и полном покрытии поверхности исследуемым реагентом непрерывно в течение 365 дней глубина проникновения составит не более 0,2 мм».

Кстати:

Над защитой материалов от всех видов коррозии лучшие умы работают очень давно. В этом деле важно изолировать подверженную ржавчине поверхность от контакта с кислородом и влагой. Сделать это также можно с помощью красок и гидрофобизаторов. Что нового предложат российские ученые на этом «поле битвы», «Стройгазета» расскажет в репортаже с выставки «Интерлакокраска-2023», которая пройдет в Москве c 28 февраля по 3 марта.