ГОЭЛРО 2.0

О трудностях умной электрификации страны

Тема энергосбережения и внедрения «умных» технологий в жилищно-коммунальном секторе давно покинула графу «планы на будущее». И стала категорией государственных программ и проектов, которые реализуются вместе с бизнесом. В городах появляются автоматизированные системы управления различными сферами городского хозяйства, на дорогах – «умные» светофоры и «умные» пешеходные переходы. В многоэтажках ставятся энергосберегающие лампы, а в подъездах и квартирах – датчики света и «умные» приборы учета. Это выгодно как государству, экономящему бюджетные средства, так и предпринимателям, получающим новые заказы. Однако на общем пути «ГОЭЛРО 2.0» встает необходимость дополнительного регулирования и поддержки со стороны власти.

Алексей Смирнов, руководитель Комитета по энергетике МОРО «Деловой России», генеральный директор ГК «Энергоальянс»:


Screenshot_1.png

В настоящее время государственно-частное партнерство (ГЧП) в ЖКХ аккумулируется, в первую очередь, вокруг незнакомых обывателю энергосервисных контрактов - особой формы договора, направленного на экономию эксплуатационных расходов за счет внедрения энергосберегающих технологий. Это не только звучит сложно, но и сделать трудно.

Такие контракты заключаются, если требуется привлечение большого объема инвестиций на крупные инфраструктурные проекты. Вот один из примеров. Город заключает контракт с частной компанией на модернизацию системы городского освещения на деньги инвестора. Оплата услуг инвестора осуществляется за счет полученной экономии. То есть, в результате снижения потерь электроэнергии и оплата только за потребленные абонентом ресурсы. С технической точки зрения подобный проект реализуется с применением новейших технологий, самого современного оборудования и иных инновационных продуктов.

Весь этот арсенал дает городу возможность контролировать систему освещения с помощью автоматизированного диспетчерского управления. В праздники добавлять красок, днем приглушать, а ночью делать ярче. Населенный пункт становится светлее, что, как доказано учеными, благоприятно влияет на настроение горожан. И не менее позитивно сказывается на развитии туризма, досуговых форм отдыха. А в зоне вечной мерзлоты, где световой день длится не более 5 часов, реализация таких проектов – насущная необходимость.

Эффект для городского бюджета здесь очевиден. Экономия средств за счет интеллект-сценариев уличного освещения варьируется от 30% до 70%. Но в тени остается масса профессиональных нюансов. Интегрированные информационно-управляющие системы наружного освещения позволяют оперативно реагировать на чрезвычайные и аварийные ситуации. При этом они сами приходят в соответствие с нормативами и часто работают на максимуме, с допустимым превышением норм энергопотребления.

С помощью таких сетей можно формировать аналитические и регламентные отчеты, рассчитывать потребление и взаиморасчеты с ресурсоснабжающими организациями. Вести электронный документооборот по планированию, строительству и модернизации объектов наружного освещения, а также объединять нормативно-справочную информацию. Возможной становится агрегация наружного освещения с электронной картой города, что в свою очередь позволяет в оперативном режиме отслеживать качество освещенности. Кроме того, система позволяет вести мониторинг строительно-монтажных работ на объектах, позволяет планировать и контролировать техобслуживание и ремонты. Если говорить об эффективности для населения, юрлиц, то это автоматизация процессов использования инфраструктуры наружного освещения и архитектурно-художественной подсветки.

Подобный подход к модернизации коммунальной сферы уже становится действенным механизмом и в экономике. По данным Правительства РФ, инвестиции в рамках контрактов распределяются так: уличное освещение – 42%. Объекты социальной сферы – 33%, объекты электросетевого хозяйства, котельные и многоквартирные дома – 11%. При этом более 60% контрактов направлено на сбережение тепловой энергии, а 36% приходится на электроэнергию. Несмотря на обширный опыт, накопленный регионами за время реализации таких механизмов, количество заключенных договоров ГЧП в общем масштабе достаточно низкое. Существуют «слепые пятна», которые тормозят развитие энергосервиса.

Прежде всего, речь идет о нормативно-правовой неурегулированности. В частности, в Жилищном кодексе РФ отсутствуют нормы, регулирующие энергосервисную деятельность в рамках многоквартирных домов. У собственников нет инструментов, которые позволяли бы им принимать решения о заключении таких контрактов. Людям нужно дать возможность самим «управлять» энергоэффективностью дома, как минимум, согласовывать цену контрактов и возможность включать оплату договора в стоимость ЖКУ с учетом льгот и субсидий. Тут же вытекает второе – отсутствие возможности заключения энергосервисных контрактов по инициативе самих компаний. Снятие барьера на законодательном уровне позволит профильным участникам рынка проводить информационную работу среди населения, повысить его заинтересованность в энергоэффективности.

Стоит отметить и невыгодные условия для бизнеса. Существует серьезная проблема с финансовой дисциплиной заказчиков. Обслуживающие компании получают свою прибыль за счет разницы в экономии расходов. Минимальный срок окупаемости энергосервисных контрактов 2-3 года (в части установки освещения), максимальный может доходить до 30 лет. Так, на практике встречаются случаи, когда бюджетные организации на последующие года реализации начинают сокращать расходы, и бизнес лишается возможности зарабатывать.

На практике фрагментарная защита прав инвесторов в ЖКХ в нынешнем законодательстве, приводит к тому, что деятельность государственных надзорных и правоохранительных органов создает дополнительные риски для концессионеров. Так, налоговики нередко предъявляют необоснованные требования к бизнесу в части оплаты налога по имуществу и т.п. по тем периодам, которые предшествовали срокам заключения энергосервисных контрактов, а при определении налогооблагаемой базы рыночная стоимость имущества, находящегося в управлении концессионера может необоснованно завышаться и пр. Или, например, закон о концессионных соглашениях предусматривает механизм, по которому концедент осуществляет в пользу концессионера ряд платежей, но обязательств по ним госорганами часто возлагаются на концессионера. Не менее остро стоит вопрос качественной экспертизы итогов реализации энергопроектов муниципалитетами. Важен и фактор страхования такого вида услуг, определение страховых случаев. Чтобы заказчики могли покрыть расходы инвесторов на общих юридических основаниях.

Кроме того, развитию энергосервиса мешает отсутствие стимулирующих государственных льгот в этой сфере. Сейчас банковские структуры проявляют малый интерес к кредитованию бизнеса в данном сегменте. Их отпугивает низкая залоговая стоимость предприятий ЖКХ, неплатежи в коммунальной сфере и банкротства коммунальных предприятий. Необходимо, чтобы власти рассмотрели вопрос субсидирования таких кредитов.

В целях редукции имеющихся проблем, энергосервис нужно интегрировать в отраслевые госпрограммы. Совсем недавно тема обсуждалась на совещании у вице-премьера Виталия Мутко. Он положительно оценил имеющийся опыт реализации масштабных энергосервисных контрактов и заявил о необходимости придать дополнительный стимул развитию этого механизма. Осталось перевести решение актуальных вопросов в практическую плоскость. Тем более, что социальный запрос со стороны малого и среднего бизнеса есть. А привлечение внебюджетных средств должно существенно повлиять на развитие сферы ЖКХ в целом.

Справочно:

План ГОЭЛРО (сокр. от Государственная комиссия по электрификации России) - первый единый государственный перспективный план развития народного хозяйства Сов. республики на основе электрификации страны, разработанный ГОЭЛРО в 1920 году по заданию и под руководством В. И. Ленина.