В настоящий момент формально такое решение может быть принято и четвертью голосов дома (25% + 1 голос), однако на практике у такой «непопулярной» УК зачастую и не получится «закрепить» МКД за собой, потому что в числе документов для изменения реестра лицензий Госжилнадзор может потребовать и договор управления МКД, заключенный собственниками с УК. А чтобы такой договор был заключен, он, согласно ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса (ЖК) РФ, должен быть подписан собственниками более чем 50% частных площадей.
Однако большинство споров по поводу внезапного перехода дома к новой УК связано совершенно не с тем, что две-трети УК имеют в одном доме активных сторонников числом в четверть или треть голосов. Напротив, истоки конфликтов — в так называемых «нарисованных» протоколах ОСС, когда большинство бюллетеней, приложенных к протоколу ОСС, являются фальшивками. И такой «кворум» оспорить можно только в судебном порядке (это сложно и очень долго, притом это никак не защищает от повторного фальшивого протокола ОСС и нового судебного дела по его оспариванию), а уголовные дела по таким фактам не оканчиваются обвинительным приговором, в том числе и потому, что предмет доказывания довольно сложен — доказать сам факт подделки просто, а вот найти исполнителей практически невозможно. Поэтому-то, по мнению специалистов «Гаранта», «лечить» эту проблему повышением кворума совершенно неэффективно, здесь требуется реформа. В качестве одного из вариантов эксперты видят перевод оформления результатов ОСС в категорию госуслуг. Такая госуслуга, во-первых, исключит или сильно уменьшит возможность фальсификаций, во-вторых, значительно удешевит проведение ОСС: ведь инициатору не нужно будет покупать данные о собственниках у Росреестра для проведения собрания. Наконец, это решит проблему хранения (утери, порчи, подмены) самого протокола ОСС.
Номер публикации: №23 24.06.2022