Денег всегда недостаточно

Денег всегда недостаточно

Shutterstock
Как государство годами пытается решить проблему износа коммунальных сетей

Павел СКЛЯНЧУК, эксперт Общероссийского народного фронта

Screenshot_1.png

В марте председателем правительства РФ был поддержан запуск программы модернизации коммунальной инфраструктуры городов с кодовым названием «60+».

Однако на высшем уровне было решено пока ограничиться лишь пилотными проектами общей стоимостью 1,5 млрд рублей в пяти малых городах. Тогда как буквально еще в прошлом году бывший профильный вице-премьер обещал выделить на программу из федерального бюджета 366,2 млрд рублей в течение пяти лет. При этом еще раньше ежегодные инвестиционные потребности коммунального сектора оценивались экспертами в размере не менее 500 млрд рублей ежегодно.

Вопрос, как избавиться от хронического износа объектов коммунальной инфраструктуры, который накапливался десятилетиями, преследует Минстрой России с момента образования ведомства в ноябре 2013 года. За полгода до этого на заседании Госсовета, посвященного мерам по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, президент страны констатировал, что вложения только бюджетных средств в сферу ЖКХ «всегда будет недостаточно», учитывая, что общая потребность к тому времени оценивалась экспертами в неподъемные 9 трлн рублей (около 14% ВВП).

Вытекающая с логической неизбежностью задача, за решение которой рьяно взялось руководство новоявленного министерства, заключалась в наращивании объемов частных инвестиций, которые в тот момент составляли меньше 10% от годового оборота предприятий коммунального комплекса.

В 2014 году Минстрой объявил, что никакого прямого финансирования из бюджета не планируется. Был взят курс на заключение концессионных соглашений. Уверенности ведомству добавляли экономисты, которые говорили об обеспеченности отрасли гарантированным спросом и господдержкой. Планировалось законодательно разрешить привлекать даже средства негосударственных пенсионных фондов для инвестирования в инфраструктуру городов с численностью не менее 250 тыс. человек. Но рискнули на такой эксперимент только в одном Волгограде.

В 2016-2017 годах стало приходить осознание, что только за счет концессий и ГЧП решить системные проблемы отрасли жизнеобеспечения нельзя, и в доказательство приводились как раз малые города, в которые инвестор так и не пришел и вряд ли когда-нибудь придет.

Наконец, в 2019 году, после обновления команды в федеральном профильном министерстве, новый глава ведомства провозгласил смену курса — началась разработка отдельной федеральной подпрограммы по модернизации коммунальной инфраструктуры со степенью износа более 60%. Всю прошлогоднюю весну Минстрой занимался с регионами тем, что оценивал количество и техническое состояние изношенных коммунальных сетей, рассчитывал, какой объем средств требуется на их модернизацию. В итоге выяснилось, что на местах по-разному трактуют понятие «износ». Кто-то проводил технологическую инвентаризацию оборудования, кто-то стал отчитываться амортизацией основных средств в бухгалтерском учете.

Теперь-то становится понятно, что «пробный шар» в виде пяти пилотных проектов общей стоимостью 1,5 млрд рублей сейчас и нужен для того чтобы выработать окончательную модель для всех малых и средних городов (до 100 тыс. населения), которые в будущем смогут на конкурсной основе претендовать на новые федеральные гранты. Однако и движение в сторону привлечения бюджетных средств в ЖКХ на этом не заканчивается. Так, 1 марта вышло поручение президента РФ за номером Пр-354, в рамках которого до июля будут подготовлены новые предложения о дополнительном финансировании программы.

Поэтому бюджетные средства на избавление от хронического износа объектов коммунальной инфраструктуры продолжат выделяться. Весь вопрос: как быстро они достигнут необходимых объемов?


Теги: