
«На площадках — разбросанные отходы, которые никто не убирает. Мы это видим по сообщениям, которые нам присылают в «РЭО Радар». Но на самом деле отвечают за чистоту площадок в основном органы местного самоуправления, зачастую не имеющие средств на создание новых площадок», — пояснил необходимость такого перераспределения ответственности генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
Он напомнил, что в настоящее время регоператоры отвечают за отходы с момента их погрузки в мусоровоз, за уборку мест погрузки и за навалы на площадке из-за срыва сроков вывоза ТКО. При этом правила, регулирующие, как действовать в том или ином случае, нигде не прописаны. В РЭО хотят устранить этот законодательный пробел. И как раз в этих целях и подготовили поправки в законодательство, обязывающие регоператоров заниматься не только закупкой и обустройством площадок, но и в том числе их уборкой.
Конечно, это потребует от сотрудников таких компаний дополнительных усилий, временных затрат и расходов. У компаний средств на это нет, поэтому предлагается такие расходы заложить в тарифы. Но так как тарифы регулируются на региональном уровне, то властей субъектов РФ обяжут выделять субсидии регоператорам, чтобы ограничивать рост тарифов. «Такая практика уже применяется в отношении контейнеров. Например, по субсидии в 2021-2022 годах 57 субъектов РФ закупили 153 975 контейнеров», — отметил Денис Буцаев.
Когда все новеллы и поправки будут учтены и внесены в проект федерального закона №780 703-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», то, согласно его нормам, появится правовая возможность функции по созданию и содержанию контейнерных площадок передавать регоператорам. В таких случаях в необходимую валовую выручку этих компаний можно будет включать расходы не только на приобретение и содержание контейнеров и бункеров, но и мусорных площадок.
Таким образом, создавать и содержать площадки можно будет либо силами органов местного самоуправления, либо предоставляя муниципалитетам субсидии из бюджетов субъектов РФ, либо включая соответствующие обязанности в функционал регионального оператора. В последнем случае необходимо будет заключать трехстороннее соглашение между органом местного самоуправления, органом власти субъекта РФ и регоператором. Как надеются законодатели, им удастся за февраль-март подготовить закон ко второму чтению и не позднее апреля одобрить его в окончательном виде.
Отметим, что принятие законопроекта не снимет всех проблем. Но главное, чтобы регионы выделили достаточные средства регоператорам на реализацию ими дополнительных функций. И, скорее всего, правительству потребуется внести изменения в ряд подзаконных актов (ПП №1572 и др.) и разработать рекомендательные регламенты по осуществлению уборочных работ на контейнерных площадках в зависимости от их локальных особенностей.
Номер публикации: №04 07.02.2025