Чистая концессия: новый закон сделал механизм концессий прозрачным

Чистая концессия: новый закон сделал механизм концессий прозрачным

Чистая концессия: новый закон сделал механизм концессий прозрачным Shutterstock/FOTODOM
Подписанный президентом России 28 февраля федеральный закон №22-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О концессионных соглашениях» стал очередным шагом в направлении совершенствования законодательства о концессиях.

«В нем предусмотрена норма, которая позволит обеспечить гораздо более жесткий контроль за подготовкой и исполнением, реализацией концессионных соглашений, инвестиционными программами, требованиями к квалификации концессионеров и по ряду других позиций», — отметил 18 февраля председатель ответственного за работу над этим законопроектом Комитета Государственной Думы по экономической политике Максим Топилин на заседании Госдумы, обращаясь к депутатам с просьбой поддержать законопроект в третьем чтении.

В тот же день закон был утвержден, и, комментируя это событие в своем Telegram-канале, председатель Комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Пахомов подчеркнул, что новый закон существенно меняет в лучшую сторону механизм концессионных соглашений. По его словам, большая часть таких соглашений заключается именно в отрасли жилищно-коммунального хозяйства (всего на день принятия закона в стране было заключено 2 554 концессионных соглашения на сумму более 1 трлн рублей, причем за три последних года число концессий увеличилось на 30%). Поскольку механизм концессий был непрозрачным и отсутствовали реальные штрафные санкции за нарушение условий концессионных соглашений, часть компаний, по словам Сергея Пахомова, «ринулась в это открывшееся окно возможностей, чтобы, не вкладывая в инфраструктуру ни рубля, собирать деньги и ни перед кем не отчитываться».

Новый федеральный закон направлен на то, чтобы исключить участие в концессиях недобросовестных организаций, планирующих извлечение прибыли без реальных вложений, и усилить роль руководства регионов в согласовании концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Для этого законом ужесточаются требования к участникам конкурсов на заключение соглашений в отношении объектов ЖКХ. Максим Топилин отмечает, что законом вводятся единые федеральные требования к квалификации концессионеров. При заключении соглашения важнейшим фактором станет наличие опыта в выполнении аналогичных работ в зависимости от численности жителей населенных пунктов. Для городов с численностью населения от 100 до 500 тыс. человек срок эксплуатации объектов инфраструктуры должен составлять не менее двух лет, а для городов с населением свыше 500 тыс. человек — три года.

Сергей Пахомов так комментирует это важное дополнение, внесенное его комитетом, назначенным в 2022 году соисполнителем в работе над проектом данного федерального закона: «Установили базовые требования, которые должны подтвердить квалификацию потенциального концессионера в качестве инвестора и оператора коммунальной инфраструктуры. Привязали его к опыту эксплуатации соответствующих объектов в связке с количеством обслуживаемого населения, чтобы не получилось, что к обслуживанию всей системы теплоснабжения пришла компания, у которой в портфеле только работа в совсем небольшом поселке, где всего одна котельная. Передавать объекты ЖКХ нужно только надежному концессионеру, способному обеспечить качественное и бесперебойное предоставление гражданам жизнеобеспечивающих услуг».

Кроме того, концессионер, за исключением единой теплоснабжающей организации в ценовой зоне теплоснабжения, обязан разработать и направить в уполномоченный исполнительный орган субъекта проект своей инвестиционной программы. «Неисполнение обязательств, предусмотренных инвестпрограммами, теперь считается нарушением условий концессионных соглашений. Мы расширяем действие закона. Инвестиционная программа — обязательный документ, по которому должна быть обеспечена отчетность. Нам важно оценить не только ситуацию в моменте, но и длительный экономический эффект от реализации соглашения для территории и ее жителей», — подчеркнул в этой связи Сергей Пахомов.

Чтобы подтвердить свою финансовую стабильность, для участия в конкурсе на заключение концессии инвесторы должны будут внести обязательный задаток или представить безотзывную банковскую гарантию. По этому поводу Максим Топилин отметил, что максимальный размер обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению не должен превышать 5% от общих расходов на создание или реконструкцию объекта. Важно и то, что срок подписания концессионного соглашения увеличен с 15 до 20 рабочих дней

. Усилению ответственности потенциальных концессионеров будут способствовать также введение штрафных санкций за нарушение условий концессионных соглашений и ограничение участия недобросовестных лиц в конкурсах на их заключение. «При отзыве заявки компанией до принятия решения о победителе, при отказе или уклонении в случае победы от подписания соглашения задаток и гарантия по таким конкурсам остаются у концедента. Это справедливо и заставит потенциального концессионера несколько раз подумать о том, стоит ли вообще участвовать в конкурсе», — считает Сергей Пахомов.

Среди других нововведений, повышающих прозрачность механизма концессий, следует отметить введение запрета для унитарных предприятий и бюджетных учреждений на заключение концессионных соглашений, обязанность согласования проекта такого соглашения с высшим должностным лицом субъекта РФ в части обязательств региона, определяемых проектом соглашения, и расширение перечня существенных нарушений условий соглашения, влекущих за собой его расторжение.